Питерская Вышка и университет Хельсинки запустят совместный онлайн-курс в 2022 году
С января 2022 года студенты НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и университета Хельсинки смогут пройти совместный онлайн-курс по социальной политике в России и других постсоветских странах. Он рассчитан на студентов магистерских программ «Сравнительная политика Евразии», «Сравнительная политика России и Евразии», а также на учащихся магистерской программы университета Хельсинки. Доцент департамента политологии и международных отношений и научный сотрудник Центра сравнительных исследований власти и управления Анна Тарасенко рассказывает о новом курсе и своих ожиданиях от преподавания в инновационном формате с зарубежными коллегами.
— Расскажите, пожалуйста, откуда возникла идея этого курса?
— Курс появился в результате двух счастливых совпадений. Во-первых, между Вышкой и Хельсинкским университетом действует соглашение о сотрудничестве и у нас есть успешный опыт взаимодействия студентов в рамках программ обмена и других совместных образовательных проектов.
Во-вторых, в момент перехода преподавания в онлайн-формат управление образовательных программ Вышки объявило конкурс на поддержку совместных онлайн-дисциплин. Магистерская программа «Сравнительная политика Евразии» предложила разработать совместный курс, который бы соответствовал ее содержанию. Опираясь на успешный опыт сотрудничества с магистерской программой российских исследований университета Хельсинки, мы с коллегой, постдок-исследователем Ольгой Зевелевой, подали заявку на разработку совместного курса «Социальная политика на постсоветском пространстве: социальные вызовы и политические последствия». К счастью, нашу инициативу поддержали, и в следующем году этот курс смогут выбрать студенты программ «Сравнительная политика Евразии» и «Сравнительная политика России и Евразии». Эта возможность появилась в тот момент времени, когда онлайн-формат и более глубокое сотрудничество с партнерами стали ключевыми для развития образовательных программ.
— Расскажите, пожалуйста, о содержании курса.
— Курс будет посвящен социальным изменениям и вызовам, их государственному регулированию и политическим последствиям в России и других странах со схожим историческим наследием.
Программа курса предполагает практико-ориентированный подход к изучению старения населения и пенсионных реформ, аутсорсинга социальных услуг и деинституционализации заботы. Эти вопросы широко обсуждаются в разных странах, поскольку они являются точками напряжения как с позиции общества, так и политической перспективы.
Анализ политического курса как основной подход в изучении этих вызовов позволит вовлекать студентов в детальную дискуссию об управленческих ответах на те или иные вызовы. Этот подход также поможет курсу гармонично встроиться в образовательные программы и дополнить такие дисциплины, как «Анализ политического курса», «Политика и общество в странах Центральной Азии», «Политика и общество на Южном Кавказе». Курс также будет интегрирован в пул дисциплин магистерской программы двойного диплома «Сравнительная политика России и Евразии», созданной совместно с Университетским колледжем Лондона.
— Каковы особенности этого курса и что нового он предлагает студентам?
— Можно выделить две особенности, которые отличают этот курс. Во-первых, он предлагает студентам востребованные прикладные знания и навыки. Этот курс идеален для студентов, которые уже получили основательную академическую подготовку и ищут практико-ориентированные дисциплины, чтобы использовать имеющиеся знания на практике.
Во-вторых, синхронный онлайн-курс для студентов двух университетов — это хорошая среда для создания взаимовыгодного и продуктивного сотрудничества студентов, обладающих разнообразным бэкграундом. Международная образовательная среда действительно способствует развитию soft skills, критически важных для выпускников.
— Чему студенты научатся на этом курсе?
— Прежде всего, студенты приобретут навыки анализа любой конкретной политики с практической точки зрения. Они научатся раскрывать и деконструировать политические инициативы в разных странах, анализировать их механизмы и последствия, включая незапланированные эффекты.
Участники курса будут тренировать свои навыки работы с эмпирическими материалами, поскольку данные имеют решающее значение для понимания того, что происходит в результате любой инициированной или реализованной политики. Важно, что итогом курса станут подготовленные студентами аналитические записки.
— Как будет организован этот курс?
— Наша амбиция состоит в том, чтобы организовать этот курс синхронно в двух университетах, чтобы студенты могли вместе участвовать в семинарах и лекциях. Мы считаем, что основное преимущество онлайн-курса — в том, что можно создать пространство для совместного обучения и взаимодействия студентов.
Мы планируем записать несколько видеолекций по базовым компонентам курса, которые будут доступны студентам в любое время. Но поскольку это практико-ориентированный курс, основной акцент будет сделан на участии студентов в семинарах и дискуссиях, а также воркшопах и групповых проектах. Онлайн-формат позволит организовать дискуссии между студентами и способствовать их взаимодействию в режиме реального времени.
— Каковы основные преимущества этого курса?
— Взаимное обучение для студентов с разным образовательным бэкграундом — очень ценный опыт. Он является действительно уникальным и взаимно обогащающим в современном глобальном мире. Я предполагаю, что такие совместные курсы будут развиваться и станут стандартной практикой.
Среди преподавателей и студентов идет дискуссия о возможностях и пределах эффективности онлайн-обучения и, конечно, существует критика в отношении такого формата. Однако тенденция такова, что количество образовательных курсов в онлайн-формате становится все больше, игнорировать эти тенденции невозможно. Нам как преподавателям важно продолжать совершенствоваться, чтобы более эффективно адаптировать свои дисциплины к диджитал-форматам. Сотрудничество с университетами-партнерами и обмен опытом здесь может быть чрезвычайно полезен.
— Каковы ваши личные ожидания и надежды, связанные с этим курсом?
— Как любой преподаватель, я надеюсь, что этот курс выберут высоко мотивированные студенты, заинтересованные в получении практических навыков. Разнообразный состав студентов из обоих вузов поможет поддерживать интересные дискуссии и, уверена, даст плодотворные результаты. Мой опыт показывает, что открытость к новым перспективам и подходам — экспериментальному формату курса или иному взгляду на политический анализ — ключ к успеху любого образовательного процесса.
Тарасенко Анна Васильевна
Департамент политологии и международных отношений: Доцент