• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Исследования – это востребовано»

Совмещать путешествия по всему миру, проекты в сфере IT, волонтёрство и социальную работу – кажется, нереально, но Татьяна Колупаева, выпускница ОП «Социология» 2013 года, доказывает, что это не так. В интервью Татьяна рассказала об актуальности исследований социологов, о работе UX-reseacherом и своих планах на будущее.

Из личного архива Татьяны

Из личного архива Татьяны

– Расскажите, пожалуйста, о начале Вашего карьерного пути после окончания университета.

– После выпуска из бакалавриата я не работала год, так как поехала волонтерить в школах в Уганде, где провела почти полгода. Меня вообще очень интересовали социальные процессы и социальная работа. Еще во время обучения в бакалавриате я ездила в Индию точно так же волонтером. Мне хотелось больше узнать об этом и изучить социальную работу с научной точки зрения. Поэтому после Африки я пошла учиться в магистратуру СПбГУ на факультет социологии и социальной работы. На тот момент я очень этим увлеклась и устроилась работать в государственное учреждение, которое занимается профилактикой асоциального поведения среди молодежи. Там я проводила тренинги на тему наркомании, алкоголизма, контрацепции, ранней беременности в группах риска, в том числе для детей из неблагополучных семей. Также приходила в колледжи и ПТУ Санкт-Петербурга, просто работала с семьями и параллельно училась.

Потом мне предложили поехать на стажировку по социальной работе в Италию. Полгода я училась там по Эрасмусу в университете Калабрии. Я изучала вопросы мигрантов, посмотрела, как устроена социальная работа в Италии. Соответственно с работы я тогда уволилась, просто училась и наслаждалась жизнью на юге Италии, это было прекрасно.

 


– Как Вы сменили сферу деятельности с социальной работы на IT?

– В 2014-2015 году только пришло понимание, что проектировать интерфейсы, создавать системы, приложения и сайты – это значит коммуницировать с человеком. То есть нужно уметь правильно заложить в продукт то, что ты хочешь донести. Все очень долго думали, кто может проводить исследования пользователей, и поняли, что никто не понимает людей лучше, чем те, кто этому учился – психологи и социологи.

Я устроилась в прекрасную компанию «Собака Павлова», которая занимается проектированием сложных интерфейсов. Там я познакомилась с миром IT и поняла, насколько мои навыки полезны и востребованы. Рынок стал очень большим, поэтому начали исследовать пользователей, чтобы делать продукт удобным. Мне повезло, что я попала на эту волну, у меня появлялось много заказов. Я проводила те же самые социологические исследования, но с упором на IT. Результаты имели практическое применение: они переписывались в пользовательские сценарии, интерфейсные кнопки и т.д.

 


– Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте работы в Казахстане.

– Меня пригласили работать туда также UX-reseacherом, кем я и работаю сейчас. В Казахстане я провела полтора года, это был прекрасный опыт, потому что им, как никому, были нужны эти исследования. Те люди, которые хотели что-то делать для простых жителей, были очень оторваны от их жизни. Не понимали, чем они живут, что им нужно, какие у них потребности, как сделать их жизнь лучше. Собственно, этим я и занималась – исследовала, как живут простые люди, что они делают. Вплоть до того, что я изучала, как они покупают уголь на зиму, потому что там до сих пор топят углем частные дома. Также исследовала, как они потребляют контент, читают новости, каким банкам люди доверяют, а каким нет и почему. То есть, я проводила исследование жизни целой страны.

Это было очень интересно, потому что благодаря этим исследованиям появилось много цифровых продуктов, начиная от агрегатора новостей и заканчивая сервисом для покупки угля онлайн. То есть вся жизнь людей была помещена в digital мир.

К сожалению, потом началась пандемия, сильно сократили бюджет и некоторые наши проекты закрыли. Долгое время я не могла уехать из Казахстана и сидела просто в квартире из-за жесткого локдауна.

Так сидела не только я, но еще очень много компаний, которые столкнулись с тем, что они не могут коммуницировать с пользователями через интернет. Они не знают, кто их пользователи, что они делают, как настраивать рекламу. Много было заявок «Таня, давайте, пожалуйста, проведем исследование, потому что мы не знаем, как наш бизнес перевести в онлайн: с чего начать и как жить в новых реалиях».

 


– Чем Вы занимаетесь на данный момент?

– Сейчас у меня есть один постоянный продукт – это мобильное приложение Find My Kids, которое помогает отслеживать родителям местоположение детей. Основный офис проекта располагается в Перми, а так оно «раскидано» по всему миру. У меня есть еще несколько проектов параллельно, например, приложение по здоровому образу жизни.

В общем, я теперь исследую пользователей, провожу экспертные оценки интерфейсов, приложений, насколько они удобны. Также до появления продукта я исследую востребованность продукта – насколько идея на рынке может взлететь. Очень приятно, что много компаний сейчас задумываются об этом. Есть такие, конечно, которые говорят: «А давайте сделаем приложение для онлайн-тренировок», но их полно, где ценность, которую вы будете нести именно своим приложением.

 


– Как Вам помогли знания, полученные в Вышке, в Вашей работе?

– Помогли инструменты, также в голове отложилась теоретическая база, которую я даже не заучивала. И, наверное, какое-то свободомыслие, открытость, умение смотреть на вещи с разных сторон. Также очень помогла моя дипломная работа про Общество Сознания Кришны в Санкт-Петербурге. Она была антропологическая, с большим количеством полевой работы. Спасибо моей научной руководительнице Жанне Корминой, которая не старалась меня ограничивать. Она говорила: «Вот твои сектанты, иди туда, делай с ними, что хочешь». Я к ней приходила с идеями, и она меня направляла.

 


– Какие у вас карьерные планы на ближайшее будущее?

– Я хочу бросить силы на свой волонтерский проект, которым я горю уже очень много времени. Я планирую его реализовывать в Латинской Америке. Сейчас учу испанский, надеюсь, я успею его выучить до сентября. Сначала я еду в Гватемалу, где русские девушки организовали клинику. Я хочу рассказать о них в социальных сетях, буду вести блог, это больше информационный проект. Узнать, какие там волонтеры нужны, что востребовано, хочется показать, что волонтерство – это очень круто и очень интересно. Это такой вид туризма не просто, когда ты приезжаешь и ходишь по достопримечательностям, а узнаешь все изнутри и при этом помогаешь. Очень много интересных социальных проектов есть по миру и хочется об этом рассказывать, показывать и помогать ребятам, которые так же хотят поехать волонтером, эту поездку организовать. Мне часто об этом пишут, когда я куда-то езжу, и, наконец, я созрела, чтобы помогать, направлять. В первую очередь нужно съездить самой посмотреть несколько проектов, куда потом можно будет кого-то отправлять.

 


– Чем планируете заняться в дальнейшем?

– В планах есть открытие удаленной исследовательской лаборатории. Хочется показать, что исследования – это не скучно, не что-то такое сложное, а очень востребовано. Это хорошее поле для того, чтобы помогать и бизнесу, и социальным проектам – всем. Хотелось бы в эту лабораторию приглашать и студентов старших курсов. Я планирую столкнуть лбами людей, которым это интересно, и которые не очень понимают, как это работает.

 


– Что вы можете посоветовать студентам, которые на данный момент еще обучаются в университете?

– Наслаждаться жизнью, наверное, потому что это так прекрасно – быть студентом. А вообще, учить языки, потому что в вузе достаточно времени и энергии для этого. Также вписываться в какие-то активности, проекты, но не в первые попавшиеся, а которые могут пригодиться в будущем. Опять же, просто понимать, что нравится, а что нет. Я сейчас общаюсь со студентами и понимаю, что много ребят более-менее понимают, что они хотят делать в жизни и это очень круто, но не у всех это видение есть. У нас на тот момент его не было вообще, ни о какой осознанности речи не шло. Но главное, да, просто отдыхать, развлекаться и, наверное, может быть искать какого-то ментора, наставника, потому что это было бы полезно в будущем.

 

 

Интервью подготовила студентка 4-го курса

ОП «Политология и мировая политика»,

Влада Пуртова