Как побороть списывание
Почему списывание ведет к коррупции и какие методы борьбы с этим злом можно почерпнуть у бизнеса? Об этом рассказал в колонке для портала «Вышка для своих» доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Максим Анатольевич Строчевой.
Проблемы студенческой нечестности в российских вузах существовали всегда, и Вышка тут — не исключение. По отзывам коллег, списывание или плагиат иногда приобретают массовый характер и приводят в изумление даже самых бывалых преподавателей.
Не так давно исследователи Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ опубликовали исследование о причинах списывания в вузах, в котором показали огромную роль образовательной среды. Например, студенты списывают гораздо чаще, если думают, что так делают другие и что это нормально. Существует ряд других российских и зарубежных исследований на эту тему.
Другими словами, мы уже много знаем о том, почему и как это происходит. Но делаем ли все необходимое, чтобы это прекратить?
По-видимому, нет. Конечно, в положениях Вышки прописана ответственность за академическую нечестность, а добросовестные преподаватели как могут стараются сократить лазейки для списывания. Но судя по тому, что практика списывания существует, этого недостаточно.
За последние пару лет мне довелось много общаться с директорами по этике и комплаенсу российских компаний в рамках Russian Business Ethics Network – профессионального сообщества по этике бизнеса и корпоративной социальной ответственности. В ведущих компаниях Unilever, ВымпелКом, ОМК, РУСАЛ, СИБУР и др. существуют целые программы управления этикой, которые включают в себя детально проработанные документы, процессы и мероприятия. Занимается всем этим команда специалистов, которых чаще всего называют менеджерами по комплаенсу и иногда — менеджерами по деловой этике. В некоторых компаниях директора по этике или комплаенсу напрямую подчиняются CEO. В самом минимальном варианте эти менеджеры занимаются доведением до сведения работников существующих законов и корпоративных правил, чтобы предотвратить их нарушения. Однако наиболее передовые менеджеры и компании осознают, что только фокус на соблюдении формальных требований работает недостаточно хорошо и нужно идти глубже – проводить тренинги и мероприятия для развития внутренней этики работников.
Месяц назад на веб-сайте Стэнфордского университета появилась новая вакансия — Ethics and Compliance Manager. Это означает, что передовые вузы уже задумываются над внедрением лучших практик бизнеса. И это логично, поскольку бизнесу действительно есть что предложить в этом направлении.
Орудия этической борьбы
- В первую очередь это этический кодекс. Он должен быть не только правильно написан, но и активно использоваться как инструмент пропаганды. В этом году Вышка сделала важный шаг – запустила обновление кодексов сотрудников и студентов. Процесс были максимально открытым, в нем приняли участие талантливые люди и в итоге получились интересные тексты. Следующим шагом должна быть кампания по продвижению этого кодекса среди студентов, преподавателей и административных работников. Кодекс должен быть представлен как красивый привлекательный буклет или веб-страница. Например, как это сделала компании Филип Моррис (ее этический кодекс даже название имеет привлекательное: «Руководство по достижению успеха»).
- Кодекс не должен оставаться академическим текстом, с которым хорошо знакома сотня энтузиастов, принимавших участие в его разработке. Для ознакомления с кодексом необходимо организовать этические тренинги. Хотя бы один раз через подобный тренинг должны пройти все студенты, преподаватели и академические работники Вышки. Регулярно (1-2 раза в год) нужно также проводить этические тренинги по наиболее актуальным проблемам. Для студентов это могут быть повторяющиеся тренинги по академической честности на каждом году обучения (разумеется, для старшекурсников они должны выглядеть немного иначе, чем для первого курса). Такие тренинги могли бы воздействовать на образовательную среду и внести серьезное изменение в осознание ненормальности списывания.
- Необходимы также этические мероприятия (например, День этики) на которых организуются активные формы работы (игры, обсуждения кейсов) для продвижения этических ценностей в корпоративной культуре организации и ее взаимодействии со стейкхолдерами. Провести эффектно такое мероприятие может быть не просто, но лучшие компании делают это (напр., ВымпелКом разработал ежегодное мероприятие «Честен и Открыт», в рамках которого проходят встречи с высшим руководством, викторины, конкурсы и деловые игры на тему деловой этики).
- Важный инструмент в бизнесе – это этическое лидерство. В крупной организации менеджеры высшего и среднего звена должны регулярно демонстрировать своим поведением приверженность этике. В нашем случае студенты должны систематически наблюдать, как авторитетные преподаватели или руководители их образовательных программ высказываются на этически актуальные темы и задают высокую этическую планку поведения. В условиях Вышки важную роль могли бы сыграть Кураторы, передавая младшему поколению важнейшие ценности, но для этого программа кураторства должна иметь соответствующий компонент.
- Некоторые из классических инструментов бизнеса в управлении этикой в студенческую среду внедрить трудно — например, горячую линию. В бизнесе горячая линия является основным способом выявления коррупционных проявлений, помогая очевидцам сообщить (зачастую анонимно) о наблюдаемом поведении коллег или руководства. Увы, эта идея натыкается на непреодолимый культурный барьер – негативное восприятие подобного поведения как стукачества. Такое восприятие подкрепляется тем, что списывание не считается преступлением. Из собственных обсуждений этических вопросов со студентами я выяснил, что они готовы сдать своих товарищей в полицию, только если те совершат что-то поистине чудовищное. Кража шоколадки из супермаркета или другое мелкое преступление будут друзьям «прощены». Сюда же относится списывание. Очевидно, что это частный случай tragedy of commons, в результате которого списывание становится массовым, а его общий ущерб для образовательной системы значительным. Что делать? Поскольку ценность дружбы подрывать было бы неправильным, можно перевести в сознании студентов «списывание» из легкого преступления в тяжкое и тогда студенты, если и не начнут пользоваться горячей линией, то будут избегать подобного поведения сами или будут оказывать давление друг на друга. При этом горячую линии по академической нечестности необходимо создать в любом случае, поскольку уже само существование этого инструмента будет дисциплинировать студенческое сообщество, даже если он будет использоваться редко.
- Есть еще один полезный инструмент, который мы можем позаимствовать не у бизнеса, а у медиков или юристов — профессиональная этическая клятва. Такую клятву дают выпускники соответствующих вузов и не только (известна клятва честности MBA).
As a lifelong member of the Columbia Business School community, I adhere to the principles of truth, integrity and respect. I will not lie, cheat, steal, or tolerate those who do.
Клятва честности бизнес-школы Колумбийского Университета
Вышка может разработать Клятву честности для своих студента, которая может сыграть серьезную роль в воздействии на поведенческие установки. В зарубежных вузах уже накоплен богатый опыт использования integrity oath. Например, в Принстоне «Кодекс чести» — гарант академической честности и добросовестности — существует с 1893, и практически каждый экзамен предваряется «клятвой чести».
Как показывают исследования, использование клятвы честности в вузах дает положительный результат. Так, в Journal of Business Ethics недавно была опубликована работа с названием «Могут ли клятвы честности, взаимодействие с коллегами или мониторинг устранить нечестность» («Can honesty oaths, peer interaction, or monitoring mitigate lying»). Авторы исследования — ученые из университета Касселя и Клаустальского технического университета — на основании эксперимента с игральными костями (dice experiment) обнаружили, что клятва честности сокращает жульничество участников при получении выигрыша примерно в два раза.
На борьбу за честность можно также направить некоторые из существующих в Вышке инструментов мотивации. Например, студенческий рейтинг, который может существенно понижаться в случае обнаружения нечестности. Можно также ввести отдельный рейтинг этичности, который будет иметь максимальное значение при поступлении в вуз (например, 10), но понижаться в случае обнаружения нечестности. Данный рейтинг может включаться в приложение к диплому и становиться известным работодателю. И как подсказывает нам signalling model, данный стимул может оказать существенное влияние на поведение.
Для жизни мы учимся
Скептики скажут, а стоит ли тратить такие усилия на борьбу с тем, что существует уже много лет и к чему все привыкли? Однако, проблема студенческой нечестности выходит существенно дальше вуза. Списывание в школе и вузе имеет свои долгосрочные последствия. Навыки обмана системы в школе и вузе приносятся выпускниками в бизнес и на государственную службу. Студенты привыкают жульничать сами или покрывать друг друга на школьной скамье, и потом продолжают делать то же самое на рабочем месте. Нетрудно догадаться, что уровень списывания в вузе должен быть напрямую связан с будущей склонностью выпускника к коррупционному поведению.
Впервые это предположение получило эмпирическое подверждение в статье 2002 года “Отношение к списыванию: межстрановой анализ”. Авторы построили и измерили индексы нетерпимости к списыванию для России (2,8), США(6,5), Голландии (4,4) и Израиля (4,2), а потом обнаружили положительную корреляцию с индексами Transparency International.
Более масштабная эмпирическая работа вышла в 2013 г. в журнале Journal of Academic Ethics — исследование более 7 тыс. студентов из 21 страны показало, что более высокий индекс списывания в университетах является хорошим предсказателем более высокого уровня коррупции.
В 2018 г. аналогичные результаты были получены на еще более масштабном исследовании 40 стран.
Отсутствие сильной этической программы в университете может делать эту ситуацию еще хуже. Хорошо известны исследования, показывающие, что программы по экономике и менеджменту снижают уровень этичности студентов. Недавнее исследование студентов нескольких вузов в Хабаровске также показало, что от первого до последнего курса обучения студенты повышают свою терпимость как к списыванию, так и коррупции в целом.
Поэтому борьба с нечестностью студентов — это не только более честные оценки в дипломе. Эта борьба имеет более высокую и долгосрочную цель — подготовка честных граждан общества. Именно поэтому этическое воспитание студентов должно быть частью миссии современного вуза. И Вышка здесь могла бы сыграть лидирующую роль в российском образовании.