• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Управление образованием» — магистратура для молодых специалистов и опытных руководителей

Магистратура «Управление образованием» помогает студентам развить навыки руководства, аналитики и экспертизы в сфере образования. Магистранты обучаются у профессоров и практиков области управления образованием, пишут прикладные исследовательские проекты для школ, университетов и государственных учреждений и публикуют научные статьи. Рассказываем, как устроен очно-заочный формат учебы и почему программа подходит как опытным, так и молодым специалистам.

«Управление образованием» — магистратура для молодых специалистов и опытных руководителей

© iStock

Узнать подробнее о количестве мест и вступительных испытаниях можно на странице магистратуры «Управление образованием». Информация о поступлении находится в разделе для абитуриентов магистратуры.

Для кого эта программа?

Программа готовит специалистов и исследователей в области управления образованием. Студенты программы изучают предметы, которые помогают им развить как управленческие, так и аналитические и экспертные компетенции — например, «Институциональные основы образовательной политики», «Управление образовательными системами», «Практическая социология в управлении образованием», «Экономика общественного сектора». Студенты также формируют исследовательские компетенции благодаря обязательному научно-исследовательскому семинару.

Программа «Управление образованием» входит в направление «Государственное и муниципальное управление». Выпускники магистратуры работают как в школах, университетах и учебно-методических центрах, так и в государственных органах, например, Комитете по образованию Санкт-Петербурга, районных органах исполнительной власти, Комитете по общему и профессиональному образованию Ленинградской области. Многие выпускники после окончания магистерской программы повышают свои карьерные позиции. Часть из них продолжают научную карьеру, поступают в аспирантуру и на зарубежные PhD-программы.

В чем особенность формата программы?

Учеба на программе «Управление образованием» проходит в очно-заочном формате. Студенты учатся 2,5 года и защищают магистерские диссертации в декабре, на третьем году обучения. Занятия проходят два дня в неделю — в среду вечером и в субботу утром. Остальное время студенты изучают программу самостоятельно, в том числе через онлайн-курсы. С 2020 года часть обучения переходит в онлайн-формат — студенты будут изучать четыре предмета дистанционно.

На программе большая учебная нагрузка — за 2,5 года нужно прочитать не менее 100 научных статей, изучить нормативные документы по государственной политике в области образования и социальной сферы и проанализировать различные исследования по теме магистерской диссертации. Кроме того, студенты пишут эссе по каждому предмету и за время учебы нередко публикуют по 2-3 статьи в сборниках или научных журналах. Написание статьи — сложный процесс, не у всех получается опубликовать свои материалы. Однако, каждый магистрант в рамках научной практики формирует тексты статей по своим исследованиям и делает презентации своих работ на отельном коллоквиуме, где преподаватели решают - рекомендовать предложенный материал к публикации или нет.

Практически все магистранты совмещают учебу с работой. Чтобы справиться с большим объемом задач и одновременно успевать с работой, необходимо иметь навык самоменеджмента и быть дисциплинированным студентом.

Еще одна особенность программы — ориентация на прикладное применение знаний и исследования. Около 60 % времени студенты анализируют практические ситуации, а также изучают последние аналитические и экспертные достижения в сфере управления образованием. Работа над самой диссертацией на программе начинается с первого месяца учебы, а итоговые работы попадают в формате статей в специальный выпускной сборник программы «Управление образованием».

В ноябре на первом курсе обучения проходит коллоквиум, где каждый магистрант выбирает для себя научного руководителя из профессорско-преподавательского состава программы. Научный руководитель сопровождает все обучение магистранта и помогает правильно сформулировать тему и логику исследования от курсовой работы до магистерской диссертации. Магистранты могут обратиться за консультацией к любому преподавателю программы по возникающим вопросам в контексте исследований. Консультации проходят как в очном, так и в онлайн-формате.

«Управление образованием» только для опытных специалистов?

Магистратура «Управление образованием» открыта как для новичков, которые никогда раньше не работали в области образования, так и для специалистов с педагогическим или управленческим опытом в этой сфере. Среди учащихся есть как недавние выпускники бакалавриата и специалитета, так и люди со стажем работы в области образования, например, директора школ и государственные служащие. Многие из них работают в образовательных учреждениях или реализовывают собственные проекты в этой сфере.

Руководитель магистерской программы «Управление образованием» Наталья Алексеевна Заиченко

«В 2021 году программе исполнится 10 лет. Это стало поводом для проведения специального научного исследования, которым занимается одна из магистранток первого курса. Любопытно понять, связаны ли карьерные амбиции наших магистрантов с их личностным ростом, зависит ли понимание личностного роста от возраста и профессионального опыта? Как сочетаются между собой внутренние мотивы развития студентов и внешние сигналы карьерного успеха?

За первый год исследования мы выяснили, что и те, кому 25 лет, и те, кому 45, говорят, что их личностный рост связан прежде всего с самообразованием и пониманием своей роли и личного вклада в тот вид  деятельности, которым они занимаются. Это важный предварительный вывод — на программу поступают люди, ориентированные на созидание.

Программа разновозрастная и разностажевая. Для молодых специалистов она источник формирования социального капитала и личностного потенциала. Молодой получает от более опытного представление о своем профессиональном развитии и узнает, каких ошибок можно избежать. Опытный специалист получает представление о современных запросах молодежи к образованию, понимает, где системе нужно обновление.

Разные поколения прекрасно уживаются друг с другом на программе и обогащают процесс обучения. У них рождаются много обсуждений и споров, благодаря которым они формируют представления о том, как развивается мир. Кроме того, способность налаживать коммуникацию с разными людьми всегда пригодится и в управленческой профессии, и в сфере образования».

Кто преподает на программе?

В преподавательский состав программы входят профессора и доценты из разных вузов Петербурга: 30 % преподавателей из Питерской Вышки, есть педагоги из РГПУ им. А. И. Герцена, СПбГУ и Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Около 60% преподавателей — профессора. Кроме того, на программе преподают не только ученые и исследователи, но и практики. Это специалисты и руководители, которые имеют опыт работы в области государственного и муниципального управления. Они работали в социальной сфере и сфере образования на разных уровнях системы — районном, городском и региональном.

Нужен ли английский язык для учебы?

Преподавание на программе ведется на русском языке, однако студенты регулярно читают научные статьи на английском. Кроме того, в магистерской диссертации среди источников обязательно должна быть литература на иностранном языке. Магистранты должны не только понимать, о чем пишут другие исследователи, но и уметь применять их идеи и результаты в своих работах.

Для всех желающих на программе существует адаптивный курс, где студенты учатся формировать академические тексты на английском. Этот курс помогает восполнить пробелы в знании языка, а также повысить уровень английского.

Какие исследования проводят магистранты?

Магистерские диссертации студентов программы — это настоящие научные исследования. Они выполняются в формате прикладных проектов, которые можно реализовать в школах, университетах и других образовательных структурах. Темы исследований отвечают на самые разные вопросы, например: «Что мешает имиджу школы? Есть ли опасность для школы в цифровизации образования? Как не испортить одаренных детей? Как адаптировать молодых учителей к профессии и школе? Есть ли в школе гендерные проблемы?».

Несмотря на практико-ориентированный подход к обучению и написанию работы, у каждого исследования должна быть теоретическая и методологическая база. Прежде чем внедрять что-либо в практику, нужно разобраться, какие проблемы уже были исследованы и с какими барьерами сталкиваются различные образовательные системы и учреждения сегодня. В этом студентам помогают научно-исследовательские семинары (НИС). На НИС магистранты прорабатывают дизайн своих исследований, обсуждают актуальную литературу и изучают методы проведения научных работ.

Многие студенты проводят компаративистские исследования — например, сравнивают уровень управления развитием региональных и муниципальных систем образования. Сейчас девять магистрантов из Надымского района изучают направления Национального проекта «Образование», чтобы предложить в исследовании варианты их реализации в своем регионе. Множество исследований проводится на уровне районных систем образования, где объектом исследования являются школы района. Кроме того, некоторые исследования студенты проводят по запросу руководителей образовательных организаций, помогая решить определенную управленческую проблему.

Какие есть интересные форматы занятий?

На программе проходят мастер-классы от специалистов из сферы образования и государственного управления. Мастер-классы для студентов также проводят выпускники, которые уже получили квалификацию и работают в системе образования. Мастер-классы выпускников — это их рассказ о том, как собственное исследование повлияло на профессиональную деятельность и как программа способствовала карьерной ориентации. Так магистранты получают реальные примеры практических исследований и узнают, что помогло их предшественникам успешно развить свою карьеру.

Кроме того, в магистратуре каждый год проводятся четыре коллоквиума в разных форматах. Например, один из них называется вертушка: магистранты поочередно рассказывают о своих исследованиях разным группам преподавателей. Также на одном из коллоквиумов студенты представляют свои проекты комиссии из преподавателей, которые имеют квалификацию экспертов в разных направлениях сферы образования. Коллоквиумы помогают студентам прокачать свои идеи и отработать задачи исследовательских проектов. Они получают фидбек от специалистов и могут улучшить свои проекты, как на теоретическом, так и на прикладном уровнях.

В Питерской Вышке также проходит ежегодный Учительский конгресс. Его помогают организовывать магистранты программы. Некоторые из них выступают в роли спикеров и экспертов мероприятия. Так студенты получают организационные компетенции, базовые для управленческой деятельности.

Что дают студентам курсы по выбору?

На программе есть предметы по выбору. Студент может персонализировать свою образовательную траекторию и получить навыки в наиболее интересной или полезной для него области.

Все дисциплины по выбору идут в парах: можно выбрать один из двух предметов и углубиться в изучение определенного направления. Например, есть парные дисциплины «Проектирование в системе образования» и «Практическая социология для образования». Магистранты могут решить, какой фокус им нужен в изучении той или иной области знаний: исследовательский или прикладной, экономический или социологический и так далее. Кроме того, дисциплины по выбору помогают развивать различные компетенции и навыки в рамках одной специализации.

Есть ли на программе возможности для прохождения практики?

Большинство магистрантов уже работают в образовательных организациях или других компаниях. Поэтому практику на программе «Управление образованием» студенты проходят по месту работы.

Если магистрант не трудоустроен, он может пройти практику в Питерской Вышке или любом другом образовательном учреждении, которое отвечает теме его исследовательского проекта. Программа предлагает организовать практику в учреждениях общего, дополнительного и среднего профессионального образования Петербурга, а также в некоторых вузах города.

Моника Кобалия, студентка 3-го курса программы «Управление образованием»

«Я решила поступить на «Управление образованием» после того, как отчислилась из другой магистратуры, где мне не нравилось. Я выбрала программу, потому что хотела лучше понимать принципы менеджмента, а образовательная тематика оказалась приятным бонусом. Кроме того, меня привлекло, что ВШЭ занимает топовые позиции во многих рейтингах России.

За два года учебы я смогла узнать много новых механизмов управления, а также применить эти механизмы на практике. Я работаю в международной компании, которая занимается образовательными проектами и проектами профессиональной адаптации. Такие дисциплины, как «Психология коммуникации» и «Эффективные коммуникации» помогли мне развить и улучшить навыки общения с клиентами, партнерами и спонсорами. Я также научилась эффективно презентовать проекты. Дисциплина «Клиентоориентированные образовательные организации» на примере различных кейсов дала мне возможность научиться оценивать и прогнозировать риски в своей работе, а «Экономика общественного сектора» помогла расширить кругозор и разобраться в макро- и микроэкономических процессах государственного и частного сектора нашей страны.

Мне нравится, как построено обучение. Это не сухой учебный план, а индивидуальный подход к учащимся, интересные формы занятий и проектная работа. Одно из главных преимуществ программы — научно-исследовательский семинар. Он помогает учащимся на разных этапах получать советы для своих исследований и корректировать работу. Студенческие группы небольшие и потому даже уютные. Студенты заинтересованы в знаниях, преподаватели заинтересованы в студентах – я считаю, что это идеальная комбинация.

По первому образованию я юрист и в будущем я планирую работать в международных организациях, защищающих право на образование, таких как Right to Education Initiative. Сейчас магистерская программа помогает мне получить полезные навыки административной работы, которые мне пригодятся в карьере».