• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О межкампусных направлениях и особенностях Школы дизайна в Петербурге

В новом учебном году в московской и петербургской Школе дизайна будут объединены три кафедры: «Коммуникационный дизайн», «Дизайн среды» и «История и теория искусства». Курировать межкампусное направление по коммуникационному дизайну будет руководитель ОП «Дизайн» Питерской Вышки Митя Харшак. Редакция портала поговорила с ним о значимости объединения для университета и о развитии Школы дизайна в Санкт-Петербурге.

Из архива Мити Харшака

Из архива Мити Харшака

Программа «Дизайн» запускает Летний интенсив для поступающих. Под руководством преподавателей Школы дизайна абитуриенты смогут подготовить или доработать проект для творческого конкурса, а также получат рекоммендации о том, как представить свою работу в электронном формате.

Курсы пройдут онлайн с 13 по 22 июля на платформе Zoom. Узнать подробнее об интенсиве и оформить предварительную запись можно на сайте факультета довузовского образования.

— Расскажите, как и почему появилась идея создать межкампусные направления дизайна?

— Во-первых, Вышка идет в сторону цифровизации и переводит часть курсов в онлайн. Школа дизайна, как и другие направления, этой весной перешла на дистанционный режим и справилась с ним очень хорошо. Это послужило триггером перемен и поиска новых онлайн-решений. Мы с коллегами из Москвы и Петербурга выделили три направления, обучение по которым в обоих кампусах осуществляется по единой программе. Это: «Коммуникационный дизайн», «Дизайн среды» и «История и теория искусства».

Стоит отметить, что по этим направлениям взаимодействие между кампусами началось уже давно. Школа дизайна — единая межкампусная школа. Поскольку программы идентичны, мы с преподавателями из Москвы часто обсуждаем задания, которые даем учащимся, и устраиваем совместные просмотры студенческих проектов. Теперь у нас еще будет возможность преподавать онлайн-курсы студентам 2–3-го годов обучения из других кампусов — это будут предметы по выбору.

Во-вторых, в будущем мы видим перспективу открытия программ по дизайну в кампусах Нижнего Новгорода и Перми. Благодаря нашему межкампусному взаимодействию преподаватели из этих городов смогут гораздо проще влиться в систему Школы дизайна, быстрее освоят методологию преподавания и учебные программы. Кроме того, студенты из Нижнего Новгорода и Перми смогут выбирать для себя вариативные дисциплины, которые будут вести преподаватели из Москвы и Санкт-Петербурга.

— Кроме «Коммуникационного дизайна» и «Дизайна среды» есть третья объединенная кафедра — «История и теория искусства». В каком формате появятся предметы из этого направления?

— В Питерской Вышке у ОП «Дизайн» есть два образовательных профиля — «Коммуникационный дизайн» и «Дизайн среды». «История и теория искусства» — это один из базовых образовательных блоков, который проходят студенты обоих направлений. На первом курсе теоретические и базовые предметы этого блока читаются в очном режиме. В большинстве своем к нам приходят выпускники школ, и в самом начале им необходим живой контакт с преподавателями и возможность погрузиться в среду.

Со второго года мы предлагаем студентам большой спектр курсов по выбору из направления истории и теории искусства — от «Истории классической архитектуры» и «Истории европейского кино» до «Истории японского комикса». В будущем году среди вариативов появится и мой теоретический курс — «История графического дизайна XX–XXI веков». Студент на 2 и 3 году обучения может скомпоновать для себя разные предметы. Часть дисциплин будет проходить в формате онлайн-курсов. Учащиеся петербургской Школы дизайна смогут записываться на дисциплины Москвы и наоборот.

Кроме того, в рамках объединенных направлений мы с коллегами из московской Вышки будем формировать межкампусные комиссии для просмотра студенческих работ. Это коснется обоих направлений — и «Коммуникационного дизайна», и «Дизайна среды».

— Какие задачи в новых условиях вы видите для себя?

— Для меня лично одной из главных задач будет создание единой базы референсов, презентаций и методических материалов. В такой базе любой преподаватель кампуса сможет посмотреть, какие существуют задания и примеры по каждому курсу.

Все преподаватели Школы дизайна — практики. Они ведут собственные творческие проекты и работают со студентами. Очень здорово, что учащиеся школы получают на программах знания от представителей разных творческих индустрий, но при сохранении ярких индивидуальностей каждого из преподавателей, мы должны выровнять профессиональные знания и навыки студентов. Ребята должны получить одинаково высокий уровень образования независимо от того, в каком городе они находятся и какой преподаватель их обучает. Базу знаний и материалов, доступных для всех преподавателей и студентов, я вижу важной частью этого процесса. Она будет расти вместе со Школой и развиваться с появлением новых курсов и направлений.

Кроме того, до перехода на дистанционное обучение я организовывал факультативные занятия в формате открытого лектория. В корпусе на канале Грибоедова, где расположена Школа дизайна, побывали многие выдающиеся архитекторы, художники и дизайнеры из России, Голландии, Великобритании и США. Теперь я планирую проводить встречи подобного формата более регулярно и часто. Мы будем записывать и транслировать их и тем самым пополнять массив онлайн-лекций. Студентам такие встречи очень полезны — они начинают видеть профессию изнутри, знакомятся с главными представителями дизайна и визуального искусства. Гости рассказывают им о своей деятельности, показывают вещи, которые зачастую остаются внутри рабочего процесса, а студенты получают ответы на интересующие их вопросы.

Несмотря на все новые задачи, на мне остается руководство Школой дизайна в Петербурге по всем направлениям.

— Как вы думаете, чем появление межкампусных направлений важно для Высшей школы экономики в целом?

Объединение направлений — это налаживание взаимодействия между кампусами. Преподаватели общаются между собой, делятся опытом, действуют в рамках единой стратегии университета, передают свои профессиональные знания студентам и оценивают проекты в соответствии с выработанными объективными критериями.

— Как вы думаете, межкампусные направления стали возможны во многом за счет опыта дистанционного образования, с которым сейчас столкнулась Вышка?

— Мы и до дистанционки использовали большое количество цифровых инструментов. У Школы дизайна есть собственные разработки, такие, как Карта креативных компетенций. Она подробно отражает весь учебный процесс по всем профилям и на протяжении всех лет обучения. Так учащиеся понимают, что их ждет на программе, а преподаватели видят, какие знания студенты уже получат перед их предметом, и что они будут учить параллельно. Сейчас идет активная работа по расширению и обновлению нашей карты.

Система онлайн-портфолио Школы дизайна, позволяет хранить студенческие проекты, а также систематизировать их по различным параметрам. Все просмотры студенческих проектов, как до периода удаленки, так и с выходом в дистанционный формат, проводятся через систему портфолио. Проекты, которые комиссия оценивает на 8 баллов и выше, мы выкладываем в открытый доступ. С ними может ознакомиться любой пользователь сети на сайте портфолио.

Мы вообще очень цифровизованы в нашей повседневной работе. Каждый преподаватель ведет для своих студентов группу в Facebook, чтобы обсуждать там текущие проекты, делиться полезными референсами и источниками информации. Поэтому дистанционное образование и перевод 25% занятий в онлайн не оказались для нас новой реальностью.

К межкампусной работе мы тоже готовы, потому что между Москвой и Петербургом есть много общих инструментов, например, та же Карта креативных компетенций. Есть и много взаимодействия, например, уже в апреле мы проводили совместные просмотры работ на направлении «Дизайн среды». Это был отличный опыт, мы с московскими коллегами рады, что можем так тесно сотрудничать и обогащать знания и опыт наших студентов.

— ОП «Дизайн» существует в Питерской Вышке уже два года. Что важного для программы произошло за это время? А для вас?

— Для меня всегда было важно выводить студентов на значимые площадки города и страны. В прошлом году у нас прошла выставка студенческих работ в «Бертгольд центре», а также арт-центре «Пушкинская-10». Наши студенты приняли участие в выставке на VIII Международном фестивале монотипии «Смотреть и видеть», который прошел в выставочном центре Санкт-Петербургского союза художников. Работы студентов были отобраны для участия в выставочной программе фестиваля «Типомания» в Москве.

В прошлом году я также организовал взаимодействие студентов с Российским этнографическим музеем. Сейчас мы готовим выставочный проект, который представит работы наших второкурсников: Анастасия Врублевская, Дарья Казакова, София Морозова и Елена Пенина выполнили визуальные исследования, тематически связанные с коллекциями музея. Директор музея Юлия Аркадьевна Купина уже ознакомилась с проектами и дала им высокую оценку.

Надеемся после выхода из режима самоизоляции сделать из этой выставки яркое и запоминающееся событие. Еще одна моя студентка — Анастасия Петяхина — сделала проект, посвященный финской уличной моде. Мы уже договорились презентовать его в Институте Финляндии в Санкт-Петербурге.

Сейчас мы с коллегами, в частности, с художником и архитектором, преподавателем Школы дизайна Андреем Пуниным, делаем большой проект с петербургским Манежем. Надеемся, что он откроется уже в августе. В нем примут участие несколько преподавателей Питерской Вышки, а также мы привлечем студентов в качестве волонтеров.

На программе с нового года появятся новые преподаватели. Один из предметов по выбору на третьем курсе будет вести Юрий Молодковец — фотограф-художник Государственного Эрмитажа. Он же ведет инстаграм музея. Юрий будет вовлекать студентов в проекты Эрмитажа. Это часть реализации соглашений о сотрудничестве между Вышкой и Эрмитажем. Также к нам в команду придет художник и дизайнер Андрей Воронов. В этом году он сделал два спектакля в игровой среде Minecraft для Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова: «Моцарт и Сальери» и «Вишневый сад». Это новое слово в театральном искусстве и в дизайне сценического пространства.

Что касается меня, порой я все еще продолжаю думать, что в первую очередь я дизайнер, который занимается своими творческими проектами, и только потом руководитель Школы дизайна. Но если оценить время, которое я трачу на собственные проекты и на Питерскую Вышку, то получится, что Школа уже давным-давно вышла на первое место. Эта работа у меня в приоритете.

— Чем обучение в Школе дизайна Питерской Вышки отличается от обучения дизайну в других университетах города?

— Программа, разработанная в Школе дизайна, не имеет аналогов в российском дизайнерском образовании. Она в большей степени заточена под требования индустрии не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

Кроме того, у нас специальная кадровая политика: на программе преподают исключительно практики — люди, которые постоянно делают собственные проекты, продолжают профессиональную дизайнерскую деятельность. Я глубоко убежден, что дизайн как практическая дисциплина значительно лучше преподается не теоретиками, а теми, кто может передать студентам свой ежедневный профессиональный опыт работы.

Взаимодействие со студентами в мастерских и компьютерных классах максимально приближено к взаимодействию арт-директора и дизайнеров в студии или рекламном агентстве. Студенты сразу же вливаются в атмосферу творчества и получают опыт, сравнимый с профессиональной проектной деятельностью.

На программе «Дизайн» непросто учиться, но те, кто справляются с нагрузкой, становятся супер-героями! Кроме четырех сессий в году, как у всей Вышки, мы выполняем огромный объем работ каждый модуль. Благодаря этому студенты получают больше опыта и возможностей для развития. Они становятся специалистами на голову выше, чем выпускники других образовательных учреждений.

Это замечают потенциальные работодатели. Еще год назад мы начали приглашать руководителей и специалистов из дизайн-студий и рекламных агентств на просмотры студенческих работ. Они говорят: «Как? Это первый курс? Чему же вы будете их учить еще три года? Я готов уже взять студентов на работу!».

— Планируется ли в Питерской Вышке магистратура по дизайну? Зачем вообще дизайнерам нужна магистратура?

Мы думаем про магистратуру, однако я пока не могу озвучивать точные сроки открытия.

Магистратура для дизайнера важна в нескольких случаях. Первый — когда дизайнер хочет прокачать знания и навыки в определенном направлении. Например, он хочет заниматься всю жизнь дизайном книги и ему нужно еще два года позаниматься многостраничными изданиями. Тогда после бакалавриата стоит пойти в магистратуру, чтобы уделить время узкой специализации.

Второй вариант — магистратура нужна дизайнеру для более дженералистского взгляда, для понимания процессов работы над проектами. Если он хочет стать арт-директором, то ему необходимы навыки ведения комплексных проектов с большим количеством специалистов. Этому учат в магистратуре.

— Какими тремя прилагательными вы бы описали студентов ОП «Дизайн»?

Студенты-дизайнеры Питерской Вышки — горящие, свободные и очень трудоспособные.

— Что вы можете пожелать абитуриентам этого года?

Абитуриентам и студентам я желаю получать удовольствие от того, чем они занимаются. Только в этом случае можно достичь профессиональных вершин. Если вам не очень нравится какое-то направление — то и не стоит начинать им заниматься. Но, поверьте, профессия дизайнера приносит огромный кайф от творческого рабочего процесса. Я думаю, по количеству выработки эндорфинов занятие дизайном может посоревноваться с шоколадом!

Я по-доброму завидую тем, кто еще только входит в профессию, кому только предстоит открыть для себя эту деятельность. Но я тоже продолжаю учиться и надеюсь, что мы со студентами и будущими выпускниками программы будем получать много радостей от нашей профессии!