Школа экономики и менеджмента вошла в топ-10 интернациональных бизнес-школ из России по версии АЦ «Эксперт»
Аналитический центр «Эксперт» представил «Карту интернационализации бизнес-школ России и стран СНГ» за 2019-2020 годы. По результатам рейтинга Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента подтвердила свои позиции в топ-10 бизнес-школ, видимых на международном образовательном рынке.
Интернационализация накануне пандемии
Аналитический центр «Эксперт» ежегодно оценивает уровень продвижения России и стран СНГ на глобальный рынок бизнес-образования. Видимость и репутация бизнес-школ за пределами своей страны определяются тремя ключевыми критериями: наличие независимых внешних оценок, таких как международные аккредитации и вхождение в рейтинги; партнерские проекты и программы с мировыми лидерами; уровень исследований в области менеджмента.
Всем трем критериям международной видимости соответствуют 34 бизнес-школы: 29 — из России, четыре — из Казахстана и одна — из Беларуси.
Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента в очередной раз показала высокие результаты на «Карте интернационализации». В 2019 году магистерская программа «Финансы» получила престижную международную аккредитацию EPAS — сейчас в России аккредитацию от Европейского фонда развития менеджмента (EFMD) имеют всего четыре бизнес-школы. Также ШЭМ занимает пятое место по количеству партнерств с зарубежными вузами, имеющими аккредитации «первого уровня» — таких партнеров у факультета 51.
Эксперты аналитического агентства отметили большой выбор программ двойного диплома с зарубежными вузами, доступных студентам ШЭМа. В рейтинг попало семь таких программ: два трека двойного диплома на уровне бакалавриата и пять — магистратуры. Однако за время подготовки «Карты интернационализации» количество программ двойного диплома, реализуемых на факультете Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента, выросло до восьми. Буквально несколько дней назад было объявлено о старте нового трека МП «Финансы» с Университетом Вааса, Финляндия.
ШЭМ занимает пятое место еще по одному критерию, который оценивал АЦ «Эксперт» — публикационной активность в области менеджмента. За прошедший год исследователи факультета опубликовали 119 научных работ, причем половину — в журналах категории А и А* из списка ABDC (Australian Business Deans Council).
«Результаты рейтинга закономерно отражают наш прогресс, — комментирует Елена Рогова, декан Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента. — Мы в ШЭМ уделяем большое внимание различным аспектам интернационализации, понимая ее широко: и как партнерства с зарубежными университетами, и как запуск новых треков двойного диплома, а также как увеличение количества преподавателей с зарубежным опытом и возможностей получения такого опыта для наших студентов.
В нашей стратегии записано, что мы видим себя к 2024 году самой международной бизнес-школой в России, и мы достаточно уверенно движемся к этому, несмотря на объективно тяжелые внешние обстоятельства.
Также мы запустили специальную программу кадрового развития для наших преподавателей, нацеленную на поддержку молодых преподавателей, стимулирование их публикационной активности».
Вызовы дистанционного обучени
Большое внимание в исследовании эксперты агентства уделили переходу бизнес-школ на дистанционный формат обучения. Пандемия прервала тренд на рост международной студенческой мобильности и поставила игроков, претендующих на глобальный рынок образования, перед несколькими серьезными вызовами. Первый — готовность предоставить студентам качественные онлайн-продукты. Второй вызов — вынужденный переход в онлайн изменит модели поведения студентов после окончания пандемии. И это потребует изменения моделей бизнеса в системе образования. Третий — рынок иностранных студентов сократится как за счет ограничений, связанных с коронавирусом, так и за счет общего сокращения доходов, вызванного спадом мировой экономики.
Директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербурге Сергей Кадочников полагает, что с учетом глобальных изменений в бизнесе и обществе стратегии развития программ в области бизнес-образования будут переформатированы: «В новых условиях явно виден переход на гибкие, мобильные форматы обучения. Проанализировав запросы партнеров и клиентов НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, мы отметили потребность в адаптивных образовательных продуктах executive-уровня. Компании переходят к “осознанному потреблению” обучения, они заинтересованы в коротких емких форматах, дающих реальные практические навыки. Происходит массовый перенос всего процесса обучения в онлайн-формат».
Больше нет времени на полугодовые очные программы: образование должно быть таким, чтобы уже завтра слушатель мог использовать новые знания на своем рабочем месте
Кадочников Сергей Михайлович
Директор Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ
В связи с этим, по мнению Сергея Кадочникова, перенос обучения в онлайн-формат будет непростым вызовом для лучших специалистов по всему миру: «Необходимо обеспечить максимальную вовлеченность и погруженность участников в процесс обучения. Выиграют те бизнес-школы, которые сумеют быстро наладить онлайн-нетворкинг для формирования деловых связей между слушателями и научат их эффективно пользоваться самым редким сейчас ресурсом — возможностью коммуницировать».
Кадочников Сергей Михайлович
Директор Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ
Рогова Елена Моисеевна
Декан Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента
Рогова Елена Моисеевна
Декан Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента