• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Юриспруденция похожа на математику»: Антон Ильин о юридическом мышлении и учебе на факультете

Юридический факультет существует в Питерской Вышке более 20 лет. Учеба на его программах — одна из самых интенсивных. Декан факультета Антон Валерьевич Ильин рассказывает, в чем сложность юриспруденции как науки, почему бакалавриат переходит на пятилетнее обучение и зачем юристам магистратура.

Из архива НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Из архива НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

— Юридический факультет появился в кампусе одним из первых. Как вы думаете, почему так получилось?

— Потому что любое управление невозможно без права. Решение руководителя должно соответствовать нормам права. Он должен понимать, как все организовать законным образом, и суметь обратиться к верным решениям в трудных случаях. Право — это защита. Поступая по праву, человек защищает себя от негативных последствий, обеспечивает безопасность себе и обществу. Причем это распространяется не только на руководящие позиции, но и на обычных людей.

Когда Петр I основал Санкт-Петербургский университет, юридический факультет там тоже появился одним из первых. Базовая роль юридического факультета логична и естественна, особенно в университетах, которые изначально готовят управленческие кадры.

— Юриспруденцию сложно отнести к точным наукам, гуманитарным или социальным. Как можно определить юриспруденцию?

— Есть русское слово, которое лучше отражает эту область знаний, — правоведение. Древнеримский юрист Ульпиан определял юриспруденцию как науку о справедливом и несправедливом. Юриспруденция изучает наиболее справедливые способы разрешения конфликтов и устанавливает для этого правила.

Юриспруденция — самая точная из неточных наук и самая неточная из точных. Она не гуманитарная и не социальная, потому что вроде мы изучаем то же общество, но делаем это способами, которые ближе к точным наукам, в этом разница. Юриспруденция похожа на математику. В ней изучается система категорий, из которой потом логическим путем выводятся следствия. Отличие только в том, что если в математике есть неизменные и независимые правила и модели для решений, то в юриспруденции все выводы еще обязательно проверяются на соответствие справедливости.

Юриспруденция, как и медицина, существует отдельно от других наук. Если теоретические знания юриспруденции еще можно соотнести с гуманитарными и социальными науками, например, с политологией и философией, то навыки юриста — уникальны, как и навыки врача.

Юридическое образование учит понимать правила и логически выводить из них однозначные решения так, чтобы убедить других в своей правоте. Это называется юридическим мышлением. Почему важны юристы? Казалось бы, все кодексы опубликованы и все люди умеют читать. Но в редком случае человек без специального образования сможет сделать вывод из юридических правил. Они написаны сложно, требуют взгляда профессионала и однозначной трактовки.

— Почему юридические документы написаны сложным языком?

— Представьте, что вы царь какого-нибудь государства. Вы хотите, чтобы граждане прекратили плевать на улицах. Вы выпускаете декрет «Запрещаю плевать на улицах». Кажется, правило понятное, теперь улицы станут чище. Но выясняется, что из формулировки не совсем ясно, что значит «плевать»? Если я возьму и плюну через трубочку — это будет считаться плевком? И что такое «на улице»? Если плюнуть у дверей своего дома — это считается?

Очень сложно написать такое правило, которое бы без вопросов выполнялось всеми и имело одну трактовку. Чем проще написано правило, тем труднее вывести из него конкретное следствие и обозначить применение. Потому что язык сложный: даже те слова, которые вам кажутся однозначными, другие люди могут понять не так. К тому же люди часто ищут в этих правилах лазейки, чтобы делать так, как им хочется.

Когда юристы формулируют правила, им надо охватить максимальное число случаев. Поэтому стали появляться подробные тексты, чтобы можно было подвести конкретный случай под правило. Здесь дальше уже возникает вопрос злоупотребления и чрезмерно широкого толкования. Этим юриспруденция тоже занимается.

— В чем, как вам кажется, особенность юридического факультета Питерской Вышки?

— Во-первых, факультет помогает развивать юридическое мышление. Обычно будущих юристов заставляют выучивать наизусть статьи, законы, параграфы учебников, а потом сдавать устные экзамены. Это, на мой взгляд, плохая практика. Невозможно все выучить и пересказать, к тому же законы постоянно меняются. Да и сама зубрежка не особенно полезна. Ведь в свободном доступе много баз законов и документов, где можно быстро найти то, что тебе нужно.

Основная форма занятий на юридическом факультете Питерской Вышки — семинары. На них мы решаем задачи, прямо как математики. Задачи — это, если говорить просто, некоторые жизненные ситуации, в которых студент должен понять, в чем юридическая коллизия и какое решение следует принять с точки зрения юридических документов. Экзамены на факультете письменные, потому что на них мы тоже решаем задачи. Благодаря постоянному решению и обсуждению задач студент овладевает юридическим мышлением и учится опираться не столько на документы, сколько на логику.

Во-вторых, мы отличается разнообразием и новизной учебных дисциплин. На факультете действует система курсов по выбору — к пятому году обучения их становится почти 80 %. Так студенты могут выстраивать собственную специализацию и узнавать то, что им интересно. Кроме того, мы привлекаем к преподаванию специалистов-практиков, которые понимают, как сейчас используются знания и о чем необходимо рассказать студентам.

Кафедрой конституционного и административного права заведует Владимир Александрович Сивицкий — руководитель Секретариата Конституционного Суда РФ, а ординарный профессор Гаджиев Гадис Абдуллаевич — больше 20 лет работает судьей Конституционного Суда РФ. Один из преподавателей факультета, профессор Александр Петрович Сергеев — автор трехтомного учебника по гражданскому праву, по которому учится большинство университетов России.

В третьих, факультет отличает высокая требовательность: к студентам, к преподавателям, к содержанию курсов. Учиться у нас непросто.

— Чем обоснована такая требовательность и строгость? Почему учиться на факультете сложно?

— Юрист, как и врач, работает с людьми. Его решение может повлиять на судьбу человека, поэтому важно, чтобы он умел грамотно использовать законы и не навредил. Эта профессия требует внимательности и ответственности, и мы воспитываем эти черты в университете.

Кроме того, юриспруденция сама по себе непроста. Студенты изучают то, с чем они никогда не сталкивались: к примеру — финансовое или налоговое право. Им нужно понять, как работают законы, до того, как приступить к реальным кейсам и решениям. Это как занятия музыкой. Прежде чем взяться за простой «Собачий вальс», вы будете повторять одни и те же упражнения и гаммы, чтобы добиться точности. Юристам тоже нужно тщательно повторять одно и то же, чтобы в будущем суметь принять верные решения.

— Достаточно ли будущему юристу закончить только бакалавриат? Или нужно учиться так же долго, как врачу?

— Путь в магистратуру в юриспруденции желателен, но необязателен. После бакалавриата уже можно работать юристом, например, в частных компаниях или юридических бюро. Но сразу стать судьей или нотариусом не получится — здесь нужна степень магистра, опыт работы и дополнительные экзамены. Но нужно понимать, что для юриста бакалавриат — это все-таки базовое образование. Чтобы получить углубленные знания в отдельных областях юриспруденции — нужна магистратура. А в аспирантуру могут пойти те, кто хочет заниматься наукой права.

На юридическом факультете Питерской Вышки есть три программы магистратуры. «Гражданское и коммерческое право» — учит студентов юридическому сопровождению сделок и разрешению экономических споров. На программе «Право и государственное управление» студенты изучают правовые формы взаимоотношений между государством и бизнесом. На новой программе «Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху» студенты будут изучать специфику авторского и патентного права, международные практики защиты интеллектуальной собственности и даже правовые особенности инвестирования в цифровой экономике.

Узнать о бюджетных местах и поступлении можно на сайте приемной комиссии в разделе для абитуриентов магистратуры.

Пойти в магистратуру можно и в старшем возрасте, мы рады любым специалистам. У нас на программы приходят и абитуриенты тридцати лет, у которых за плечами много практики. Они хотят получить образование в конкретных областях. Учиться в магистратуре немного проще, чем в бакалавриате. Учеба в основном вечерняя, многие студенты совмещают ее с работой. Это полезно, потому что вы получаете новые знания и применяете их на практике.

— Бакалавриат по юриспруденции в кампусе в новом учебном году станет пятилетним. Почему было принято такое решение?

— Когда отменили специалитет, юристы стали учиться четыре года, точнее — три с половиной, потому что в конце четвертого курса пар уже нет, студенты пишут диплом и проходят практику. В то же время юриспруденция как область знаний не стоит на месте. Увеличивается число нормативных правовых актов, и само право развивается. Получается парадокс — времени для обучения стало меньше, а материала больше. Из-за этого выросла нагрузка на студентов, а она на факультете и без того большая. Поэтому появилась необходимость в пятилетнем бакалавриате.

Кроме того, неплохо, если юрист приобретает знания из других областей, чтобы расширять кругозор. Для этого в Питерской Вышке есть майноры. Но на них тоже нужно время, которого у студентов-юристов и так мало. Когда есть дополнительный год, можно будет более спокойно расширять свой багаж знаний.

— В Вышке очень ценится внеучебная деятельность. Как вы считаете, какими факультативами полезно заниматься студентам-юристам?

— Для любого юриста важна коммуникация, потому что он работает с людьми. Любая внеучебная активность — кураторство, КВН, общение и дискуссии — полезна.

Студентам нужно заниматься дебатами, особенно если в будущем человек хочет выступать в суде. Такая внеучебная активность развивает ораторское мастерство и дает уверенность в себе. Учащийся научится не тушеваться и доступно излагать мысли.

— Можно ли назвать профессию юриста международной? Легко ли выпускнику проявить себя за рубежом?

— Профессия юриста не международная. Во Франции изучают французское право, в Испании — испанское, мы изучаем российское право. Юридические факультеты направлены на подготовку специалистов для своей страны, так происходит по всему миру. Если вы думаете жить и работать за рубежом — возможно, вам стоит поступить не на юриспруденцию.

Тем, кто хочет продолжить обучение в магистратуре за рубежом, стоит сосредоточиться на международном праве. Но не забывайте про допуск в профессию. Скорее всего, чтобы работать юристом за рубежом, потребуется сдать дополнительные экзамены или пройти переподготовку.

На бакалаврской программе «Юриспруденция» отдельные предметы ведутся на английском языке, например «Право Всемирной торговой организации». Так студенты учатся говорить о международном праве на международном языке и читать научные юридические публикации в оригинале.

Узнать подробнее о поступлении на программу можно на сайте приемной комиссии в разделе для абитуриентов бакалавриата.