Митя Харшак о дистанционном обучении у дизайнеров и видеороликах первокурсников
В Питерской Вышке есть студенты, чье обучение до перехода на дистанционку часто происходило за работой в мастерских и музеях. Редакция попросила рассказать руководителя ОП «Дизайн» Митю Харшака о вызовах, с которыми столкнулись студенты и преподаватели программы и поделиться результатами творческого задания первокурсников — видеороликами о Питерской Вышке.
академический руководитель ОП «Дизайн»
Три дня до лета и три недели до сессии. В начале календарного года никто и предположить не мог, как будет заканчиваться этот учебный год. У нас в Школе дизайна последний учебный модуль выдался особенно горячим. Для того чтобы не расслабиться на дистанционке, мы сделали четыре промежуточных проектных просмотра вместо привычного одного, и с обязательной выгрузкой этапов проекта в портфолио. Это по одной мини-сессии по творческим предметам раз в две недели. Быстрый темп работы помог сохранить высокий уровень студенческих проектов, а где-то даже поднять его.
Наши студенты по-разному переживают работу в домашних условиях. Кто-то из них резко взлетел по уровню творческих проектов, и уже сейчас закладывает уверенный фундамент своей будущей карьеры. На мои восхищенные отзывы отвечают просто: «Все равно делать нечего, вот и работаем». Кто-то, наоборот, сдулся, и с трудом справляется с обычными объемами заданий. Радует факт, что большинство продолжает уверенно прибавлять в профессиональном мастерстве.
Школа дизайна оказалась готова к работе на расстоянии. Мы и раньше активно работали с цифровыми инструментами — когда я выступал на семинаре «Цифра в гуманитарном образовании: контент и технологии», рассказов о нашем опыте набралось на целый доклад. Мы проводим просмотры в системе электронного студенческого портфолио и выставляем оценки в системе TimeTracker. Все преподаватели «Проектирования» и «Арт-практики» ведут группы для студентов в Facebook, а преподаватели «Технологии» следят за студенческими заданиями в Trello. И только в этом году мы поняли, насколько эти практики оказались «впередсмотрящими». Нам не пришлось глобально перестраивать систему работы, мы только добавили пару новых инструментов к уже имеющимся. Для меня открытием года стали Microsoft Teams и Zoom. Теперь, я думаю, что они уже никуда не денутся из моего рабочего арсенала.
Несмотря на отлаженную техническую сторону перехода, много вещей на удаленке для нас оказались непривычными. Мы лишились важной части дизайн-образования — походов в музеи и открытия выставок. а также взаимодействия в стенах кампуса. В Школе дизайна процесс создания творческого проекта — от идеи и эскизов до воплощения в материале — похож на работу в профессиональной студии. Здесь мы со студентами находимся скорее в отношениях «арт-директора и дизайнеров», чем «учителя и учеников». В наших мастерских и компьютерных классах царит не возвышенная атмосфера «Афинской школы» Рафаэля, а простые жанровые сцены каких-нибудь «малых голландцев». Для подобного творческого взаимодействия, конечно, очень важно личное общение. Моя личная практика «почеркушек» и композиционных эскизов с каждым из студентов группы так и вовсе прошла через серьезное испытание дистанционным обучением. Преподаватели и студенты скучают друг по другу.
Тем важнее для нас стал в этом году просмотр результатов ежегодного творческого задания для первокурсников. Мы попросили студентов сформироваться в группы по пять человек и снять видеоролик про Школу дизайна Питерской Вышки. Это задание студентам пришлось выполнять в новых для себя условиях, но от этого в их видеороликах появилось только больше порыва фантазии. Это их возможность выразить свою тоску по кампусу и вспомнить радостные моменты нашей обычной жизни. К нам пришло порядка 60 видеороликов, лучшими из них я хочу поделиться с Питерской Вышкой.
Впереди приемная кампания и просмотр работ абитуриентов. Я думаю, что только после этого можно будет выдохнуть и оценить прошедший учебный год. А пока рано подводить итоги — работать надо!
Другие видеоролики студентов можно будет увидеть в официальной группе кампуса во «ВКонтакте». Питерская Вышка будет публиковать их каждую пятницу в течение месяца.
Харшак Дмитрий Андреевич
Академический руководитель образовательной программы «Дизайн»