• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как стать UX-дизайнером и аналитиком на программе «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер»

В Питерской Вышке уже два года существует магистерская программа «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер». Студенты учатся анализировать пользовательский опыт, занимаются проектированием приложений и сервисов. Рассказываем, как построено обучение на программе и зачем UX специалисту портфолио.

Как стать UX-дизайнером и аналитиком на программе «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер»

iStock

Узнать подробнее о количестве мест и вступительных испытаниях можно на странице программы. Информация о поступлении находится в разделе для абитуриентов магистратуры.

Кем работают выпускники программы?

Программа «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер» готовит UX-дизайнеров и аналитиков. Студентов учат определять, что нужно пользователям, как реализовать их запросы в сервисе и как сделать продукт удобнее для потребителя.

Выпускники программы проектируют продукты и сервисы с опорой на пользовательский опыт. Они также могут работать аналитиками — изучать поведение пользователей или работу информационных систем в целом.

Для кого эта программа?

Магистратура соединяет в себе исследование пользовательского поведения и обучение навыкам разработки информационных систем. На программе будет интересно как выпускникам компьютерных специальностей, так и тем, кто изучал поведенческие науки — психологию, социологию. IT-специалисты расширят свое представление о роли пользователя в информационных системах, научатся работать с его ожиданиями. Специалисты области поведенческих наук смогут применить знания о человеческом восприятии и поведении в разработке и программировании.

В магистратуру можно поступить с небольшими знаниями о программировании. У магистрантов будут курсы по архитектуре информационных систем, разработке интерфейсов и веб-программированию. Они помогут разобраться в IT тем, у кого нет опыта в этой сфере знаний, но работать в любом случае нужно много.

Как студенты собирают портфолио?

На программе «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер» студенты во время обучения собирают портфолио с проектами. Для работодателя в области UX портфолио — главный показатель способностей соискателя. Через него можно понять, какими инструментами специалист умеет пользоваться и как он строит рабочий процесс. Проекты в портфолио также показывают, каких стратегий придерживается соискатель, когда стремится решить проблемы пользователей.

С самого начала обучения задачи на курсах программы связываются в единый проект. С одной стороны, студенты знакомятся с отдельными методами на нескольких дисциплинах, но изучают их с разным фокусом. Например, метод A/B-тестирования магистранты рассматривают и на курсе по анализу данных, и на человеко-ориентированном дизайне, и на научно-исследовательском семинаре.

С другой — дисциплины связаны между собой содержательно. Так один проект студенты прорабатывают сначала с точки зрения анализа опыта пользователей на курсе по человеко-ориентированному дизайну, а затем доводят готовые модели до работающего прототипа на курсах по разработке. В результате получается законченный проект для портфолио, например, концептуальное проектирование сервиса для планирования и организации встреч с большим числом участников.

Какие предметы изучают магистранты?

Цель программы — научить студента проектировать человеко-ориентированные информационные системы. Поэтому в магистратуре есть как курсы по разработке, так и по психологии и социологии.

Два основных курса программы — «Архитектура информационных систем» и «Человеко-ориентированный дизайн и проектирование» — идут параллельно друг другу. На них магистранты учатся анализировать психологию и потребности пользователей и превращать их в требования, чтобы создать концептуальную архитектуру систем. Студенты решают кейсы, используя знания из обоих курсов. Они изучают инструменты спецификаций (executable specifications), учатся грамотно описывать пользовательские истории и разбираются, как проектировать облачные архитектуры для AI-сервисов — например, голосовых помощников и рекомендательных систем. Будущие специалисты учатся грамотно описывать задачи для других участников команды: бэкенд- и фронтенд-разработчиков, дизайнеров и бизнес-аналитиков.

На программе также учат анализу данных. Работа с данными — это основной навык в работе UX дизайнеров и аналитиков. Студенты узнают, как собирать данные о пользовательском опыте, строить модели и интерпретировать результаты.

Магистранты изучают как базовые методы анализа данных и машинного обучения, так и методы работы с особенными для UX данными: ранжированиями и сортировками, опросными и экспертными данными. Студентам преподают обработку естественного языка (NLP). Эти курсы развивают у будущих специалистов навыки аналитики, знакомят их с современными инструментами обработки данных и учат проектировать сервисы, ориентированные на данные. Работа с данными также учит магистрантов работать с требованиями и пожеланиями пользователей, учитывать их при создании продуктов.

UX дизайнерам и аналитикам в работе нужны не только технические навыки, но и soft skills. Магистранты изучают особенности человеческого восприятия и поведения на курсах по когнитивной и социальной психологии, получают менеджерские навыки на курсе по управлению IT-проектами.

Знания из разных дисциплин программы связываются научно-исследовательскими семинаром (НИС). На нем студенты обсуждают научные исследования, учатся планировать и реализовывать свои UX-проекты, работают с методами научного анализа. Руководство программы приглашает на НИС аналитиков и исследователей из области изучения взаимодействия человека и компьютера. Некоторые из них представляют зарубежные университеты, например, Бергенский университет.

Какой практический опыт получают студенты?

В Высшей школе экономики и ее кампусах есть обязательная проектная дисциплина. На ней студенты программы «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер» отрабатывают навыки, которые получили на других предметах. Результат проектной дисциплины можно тоже оформить в портфолио.

В 2018 году студенты в рамках одного из проектов занимались созданием предсказательной модели LTV (Lifetime value). В этой модели они рассчитывали чистый доход компании в зависимости от того, как долго клиент пользуется ее услугами — например, продлевает ли он подписку на сервисы. Студенты также изучали формы, в которых можно предоставлять результаты подобных предсказаний и выясняли, какие из них будут удобнее для пользователей — аналитиков компании. В другом проекте магистранты интерпретировали алгоритмы машинного обучения.

В этом году среди проектов есть оценка качества онлайн-курсов. В нем студенты выясняют, по каким критериям можно оценить онлайн-курсы и что нужно учитывать при составлении рекомендаций для пользователей сервиса — например для авторов курсов и учащихся. Еще в одном проекте магистранты определяют особенности проектирования обратной связи во время обучения. Они изучают, как построить обратную связь, чтобы она отражала глубину понимания предмета студентом и позволяла вовремя отследить тех, кто отстал или не справляется с заданиями.

Кроме проектной дисциплины у студентов есть обязательная практика. Ее можно пройти в партнерских компаниях. В прошлом году у студентов была возможность поработать в компании Playkot, которая занимается разработкой игр. Компании часто интегрируют студентов в работу над текущими продуктами, дают задачи разной сложности. Практика — это возможность поработать по специальности в компании, пусть и над небольшим проектом. Кроме того, практика помогает студентам познакомиться с потенциальными работодателями и определиться с направлением будущей карьеры.

Как студенты занимаются исследованиями?

Во время практики магистранты могут заняться научной деятельностью во внутренних проектах Питерской Вышки вместе с преподавателями — например, в Центре анализа данных и машинного обучения.

На исследовательской практике студенты в основном учатся аналитике. Они исследуют поведение пользователей или изучают сами информационные системы — например, погружаются в машинное обучение или аналитику работы сервисов. Практика внутри университета учит планировать исследования, строить статистические модели и интерпретировать полученные данные.

Также студенты программы пишут магистерскую диссертацию в формате научной публикации: прорабатывают актуальность темы, пишут литературный обзор, формулируют гипотезы и создают свое исследование. В диссертации магистры могут заняться UX-исследованиями, разработать свою информационную систему или проанализировать архитектуру уже существующих приложений.