• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ контента и генерирование идей медиапроектов — чем будут заниматься студенты программы «Медиапроизводство и медиааналитика»

В 2020 году в Питерской Вышке появится новая магистерская программа по направлению медиакоммуникации. Ее академическим руководителем станет Валерий Нечай — исследователь медиа и журналист с 17-летним опытом работы на радио. Редакция Питерской Вышки рассказывает, почему на программе не будут учить журналистике и зачем создавать медиапроекты для культурных пространств.

из архива НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

из архива НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Узнать подробнее о количестве мест и вступительных испытаниях можно на странице программы. Информация о поступлении находится в разделе для абитуриентов магистратуры.

О навыках выпускников

На программе студентов не будут учить журналистике. С появлением сети Интернет и мобильных технологий журналистика начала терять свою монополию на производство контента. Раньше получить информацию можно было только из специализированных изданий. Теперь любой человек со смартфоном может завести свой блог или канал в мессенджере. Чтобы быть востребованным на медиарынке, современный выпускник должен уметь больше, чем писать тексты и рассказывать о событиях.

Вместо журналистики студентов программы научат генерировать идеи медиапроектов и реализовывать их при помощи медиа-технологий: видео, аудио, сети Интернет и так далее. Это могут быть онлайн-игры, выставки 3D моделей, интерактивные экскурсии, образовательные платформы вроде «Арзамаса» и многое другое. Студенты также научатся анализировать контент и то, как он потребляется пользователями.

Для выпускников программы откроются различные варианты трудоустройства. Можно будет создавать интерактивные гиды для галерей, заниматься организацией цифровых выставок и интернет-проектов, разрабатывать приложения или пойти аналитиком в рекламу и маркетинг.

Мы не будем учить студентов писать тексты. Но если выпускник захочет, то сможет работать и в СМИ. Ему пригодятся навыки работы с контентом, полученные на программе. Можно будет стать рядовым корреспондентом или пойти работать на руководящую должность. Например, в отдел расследований или аналитики какой-нибудь газеты. Потому что выпускник будет знать, каким образом искать, получать и анализировать информацию. С этими же навыками открываются двери и в маркетинг

Нечай Валерий Владимирович
Руководитель магистерской программы «Медиапроизводство и медиааналитика»

О треках программы

На первом году обучения студенты выберут один из образовательных треков — медиапроизводство или медиааналитика. На треках они получат профильные навыки, связанные с руководством проектами или аналитикой. Некоторые курсы магистранты пройдут всем потоком, например «Историю и теорию медиа». На этих курсах они получат базовые знания о медиа. У программы также есть предметы по выбору, которые будут дополнением к обязательным предметам треков.

Трек по медиапроизводству будет выпускать руководителей медиапроектов. Это люди, которые курируют весь процесс создания медиапроектов— от идеи до запуска. Студенты разовьют навыки проектной организации и руководства командой. Они также научатся видео и аудио монтажу на базовом уровне, изучат основы программирования для создания приложений, освоят SMM и навыки работы с интернет-платформами вроде YouTube. Это поможет будущим руководителям лучше понимать работу сотрудников и говорить с ними на одном языке. 

Трек научит студентов работать с креативным мышлением команды. Этому будет посвящен предмет «Психология креативности». На нем будущие руководители узнают, как побудить сотрудников к генерированию идей, и как среди множества идей находить рабочие варианты и грамотно их прорабатывать. Также студенты научатся презентовать проекты инвесторам.

На треке по медиааналитике магистранты займутся анализом контента и оценкой успешности проекта. Их научат работать со статистикой, анализировать просмотры и потребление информации пользователями. Также студенты обучатся анализу изображений, видео и текстов с точки зрения удобства и качества потребления.

Обучение на медиааналитике будет посвящено и научному анализу контента. Выпускники трека займутся изучением смыслов и контекстов, в которых существует информация. Их обучат традиционным методам семантического анализа и Data Science. Учащиеся смогут определять, каким образом пользователи потребляют контент и как нужно упаковать информацию, чтобы зритель воспринимал ее целиком и верно истолковывал.

О медиапроектах

На программе студенты будут заниматься созданием медиапроектов для сферы культуры и искусства. Речь может идти об образовательной Интернет-платформе, приложении музея для смартфона или компьютера. Но также медиапроектом можно назвать цифровые выставки или фестивали.

Например, у магистратуры уже есть договоренность с Музеем Анны Ахматовой. Студенты создадут гид для интерактивной прогулки по городу. Они разработают маршрут, через который участники экскурсии смогут узнать про жизнь и творчество Анны Ахматовой, а также город, в котором она писала стихи. В создании гида им помогут актеры и работники музея.

Валерий Нечай: «Зачем это нужно? Это активное взаимодействие с потребителем. Обычно люди не очень любят музейные гиды. Потому что они сделаны в формате большого телефона, из которого диктор зачитывает сложный текст. Это само по себе неплохо, но потребителю скучно. Мы хотим сделать так, чтобы поход в музей или на выставку стал интерактивным приключением с элементами игры».

Медиапроектом может быть приложение дополненной реальности для культурных мероприятий, вроде театра. С такой разработкой зрители спектакля смогут узнать больше о представлении, на которое пришли, или о самом театре. Во время антракта у них будет возможность прогуляться по залу, навести телефон с приложением на закрытую дверь и узнать, что за ней происходит. О таком проекте создатели программы сейчас ведут переговоры с театром «Суббота».

Об устройстве проектной работы

В рамках проектных семинаров, в первый год обучения студентов программы объединят в группы по 5-6 человек и закрепят за ними медиапроекты. Они будут составлены вместе с партнерами программы — Музеем Анны Ахматовой, Театром «Суббота», «Большим театром кукол», издательством «Вита Нова» и другими организациями.

По окончании первого года обучения команды должны запустить медиапроекты и защитить их перед комиссией. Проект нужно представить, рассказать о первых пользователях, статистике потребления и перспективах развития. Руководители программы хотят организовать открытую защиту, на которую смогут прийти будущие инвесторы.

На втором году обучения команда может продолжить работу над тем же медиапроектом — улучшить его формат, привлечь новых партнеров —  или заняться новой идеей. Ее нужно предварительно представить на оценку и согласование руководству программы. В любом случае, в рамках дипломной работы, студенты должны будут доказать успешность своего проекта и вывести его за поле образовательной программы. Создатели «Медиапроизводства и медиааналитики» хотят, чтобы на втором году обучения проект стал трудовым опытом студентов и их потенциальным местом работы после выпуска.

О научно-исследовательской деятельности на программе

Научно-исследовательское направление на программе вписано в трек по медиааналитике. Медиа — это постоянный поток информации. Студенты научатся эту информацию анализировать и работать с ее содержанием и смыслом. Особенный акцент в программе сделан на изучение информации с помощью Data science — обработки данных в цифровой форме. Но студенты также научатся основам традиционного «ручного» анализа.

Вторым фокусом научных исследований станет анализ аудитории. Студенты будут изучать, как люди потребляют информацию.

Сейчас мы анализируем в основном буквы, и мало умеем анализировать смыслы, коннотации, контексты. Мы только знаем, что человек читает текст, но мало имеем представления о том, почему один текст ему нравится, а другой — нет. Еще у аудитории есть разные каналы восприятия информации, например, звук. Если человек слушает радио, то его может отвлечь от речи диктора любой шум и помехи. Как вернуть обратно это внимание? Чем удержать потребителя? 

Нечай Валерий Владимирович
Руководитель магистерской программы «Медиапроизводство и медиааналитика»

Студенты также займутся исследованием каналов передачи информации. Они научатся выяснять, где аудитория потребляет контент, и на чем основан этот выбор.

Почему люди стали больше слушать подкасты, и на каких платформах они делают это чаще всего? Чем YouTube популярней Rutube и почему?

В результате обучения у студентов трека медиааналитики появится база научного анализа. Программа даст магистрантам инструментарий, необходимый для исследований: монтаж видео и звука, создание и ведение аккаунтов в соцсетях и на других интернет-площадках. Те, кому понравится академическая деятельность, смогут продолжить свое обучение в аспирантуре.

О преподавателях-практиках

В преподавательскую команду программы входят преимущественно практики из области медиа. Николай Овчинников разрабатывает игры для проекта «Команда 29» и научит студентов создавать свои игры. Николай также пишет статьи о музыке в «Афиша Daily». Преподавать SMM будет Артем Мельник — редактор разделов «Концерты» и «Театр» портала KudaGo — Санкт-Петербург и проекта «Петербургский авангард». На Зимней Школе он научит создавать стикерпаки для мессенджеров и расскажет, как вести каналы в «Яндекс Дзен».

О языке преподавания и международном сотрудничестве

«Медиапроизводство и медиааналитика» — в основном, русскоязычная программа. Студентам будут преподавать на английском языке только один курс — Politics & Media. Он включен в программу в том числе для англоговорящих студентов, которые приезжают в кампус по обмену.

Программа ориентирована на российский рынок труда. Студентам будут рассказывать преимущественно о российской специфике медиапроизводства. В медиасфере в России, несмотря на глобализацию, рабочим языком все еще остается русский. Чтобы магистранты получили более практико ориентированное образование, преподавать на программе будут на русском.

У тех, кто хорошо говорит по английски, будет возможность съездить по обмену в зарубежные университеты. Список партнеров программы сейчас находится на стадии проработки.

Совет абитуриентам

Валерий Нечай: «Мне кажется, потенциальные абитуриенты не всегда понимают, зачем они идут на программу. Они не видят цели своего обучения и идут просто, чтобы закончить магистратуру. Когда я спрашиваю абитуриента, какой проект он хочет сделать по итогам обучения — он, часто, не может четко объяснить. А это главный вопрос, на который нужно ответить, прежде чем идти учиться.

Я советую вам задать себе вопрос — чем вы хотите заниматься через 10 лет? И дайте себе на него конкретный ответ прямо сейчас. Я почти случайно оказался на радио — меня туда позвали [работать]. Я обрадовался, потому знал, что хочу работать в медиа, но, на тот момент, мне еще не было принципиально, где именно. Сейчас я понимаю, что если бы я в какой-то момент не ответил себе на вопрос «что я хочу делать на этом радио?» — то я надолго бы там не задержался, не смог бы выстроить свой карьерный путь.

Зачем вы идете учиться? Чтобы провести еще два года студенческой жизни? Или чтобы получить конкретные навыки, которые помогут вам достичь определенных карьерных высот? Я надеюсь, что это второй вариант!»

О руководителе программы

Академическим руководителем магистерской программы «Медиапроизводство и медиааналитика» будет Валерий Владимирович Нечай — журналист и корреспондент «Эха Москвы в Санкт-Петербурге». Валерий Владимирович сотрудничал с BBC News, ирландской компанией RTÉ Television, радиостанцией WFAE в США и продолжает работать с зарубежными СМИ. Он проходит стажировку в университете King's College London. Сейчас Валерий Владимирович занимается политологией, в частности изучает медиа в авторитарных режимах. В Питерской Вышке он окончил аспирантуру и ведет предмет Politics & Media на образовательной программе «Политология и мировая политика».