• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бизнес и искусство: что нужно знать о программе «Менеджмент в индустрии впечатлений»

Магистерская программа «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» в 2020 году меняет свое название на «Менеджмент в индустрии впечатлений» (Arts and Culture Management). Объясняем, с чем связаны перемены, и как обновление поможет студентам стать профессионалами в сфере культуры, искусства и креативных индустрий.

из архива НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

из архива НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Что изменилось в программе?

Прежде всего, ее название. С 1 сентября 2020 года оно будет звучать так — «Менеджмент в индустрии впечатлений». Переименование программы произошло из-за ее переориентации. Главным фокусом программы стала подготовка менеджеров, кураторов, предпринимателей, которые смогут создавать и вести бизнес-проекты в сфере культуры, искусства, развлечений, событийной деятельности. Студенты будут востребованы на топ позициях в креативных проектах, музеях, театрах, фестивалях. За время обучения на программе студенты получат опыт реальной работы.

Студенты смогут приобрести много практических навыков, необходимых для того, чтобы стать лидерами в сфере менеджмента искусства, культуры, креативных индустрий. Для этого на программе появятся новые учебные курсы: Финансы и Fundraising (Finance, Fundraising and Crowdfunding), Бизнес-аналитика в сфере культуры (Analytics in Arts and Culture), Юридические аспекты деятельности сферы культуры и искусства (Legal Environment of Arts, Culture and Creative Industries).

Особенное внимание будет уделено работе в условиях цифровизации. Студентов научат методам продвижения в цифровом пространстве, работе с веб-аналитикой, методам сбора цифровых следов, визуализации, созданию сайтов, составлению плана продвижения в социальных сетях, интеллектуальному анализу текстов (Text Mining), сетевому анализу (SNA) и другим практическим навыкам. Этот подход позволят существенно повысить и расширить возможности трудоустройства выпускника.

Студенты также пройдут дисциплины по предпринимательству в люксовом сегменте (Entrepreneurship in the lux segment), кураторству  (Creative Curating), узнают об особенностях предпринимательства в искусстве и культуре (Startups in Arts and Culture) и т.д.

Юлия Георгиевна Трабская, руководитель программы «Менеджмент в индустрии впечатлений»  
«Мы будем выпускать специалистов, максимально отвечающих требованиям рынка как в России, так и за рубежом. Для этого мы пригласили на программу иностранных преподавателей. В сентябре к нам приедет провести лекции профессор, возглавляющий аналогичную программу в Католическом университете Святого Сердца в Милане — Кьяра Полино. Мы планируем в будущем открыть программу двойного диплома. В работе программы примут участие практики из сферы культуры и искусства, например, специалисты Эрмитажа — ключевого партнера обновленной программы. Кроме того, мы приглашаем практиков из отраслей, связанных с культурой в более широком понимании, например, из Фонда «Сколково» (Марьям Карпова — куратор социально-культурных проектов), Domina Russia (директор по маркетингу и PR — Наталия Белякова). У нас будут представители юриспруденции, IT-специалисты».

Какие интересные дисциплины будут на программе?

Например, предмет Arts and the City о роли искусства в менеджменте и брендинге территорий. Сейчас искусство стало идеологическим ядром многих кампаний и основой формирования привлекательности организаций, целых городов, регионов и даже стран. На этой основе строятся целые стратегии развития территорий.

Какой опыт работы я смогу получить?

Помимо лекций и семинаров, создатели включили в программу проектную деятельность, визиты в организации и мастер-классы от приглашенных преподавателей. За время обучения на программе студенты смогут пройти практику в партнерских организациях сферы креативных индустрий и получить опыт работы.

Проектной деятельностью студенты будут заниматься под руководством практиков индустрии. Все упомянутые ранее преподаватели — из Фонда «Сколково», Domina Russia, специалисты IT-сектора и работники музеев — смогут стать кураторами студенческих проектов. Часть проектов будет выполняться в интересах и по заказу партнеров программы, которые могут стать будущими работодателями выпускников. Это может быть заказ на создание проекта с нуля или приглашение в существующий проект, где нужно заняться конкретными задачами, например, медиа продвижением, анализом рынка и тд. У студентов будет возможность и разработать собственные проекты, наладив связи с организациями самостоятельно. 

Программа дает возможность попробовать себя в разных направлениях и получить максимально четкое представление о том, как приобретенные знания могут работать на практике. Само обучение на программе будет во многом построено на кейсах и бизнес-проектах индустрии впечатлений. Такой подход позволит студентам включиться в реальную работу индустрии.

С какими патрнерами планирует сотрудничать программа?

Ключевой партнер «Менеджмента в индустрии впечатлений» — Государственный Эрмитаж. Программа планирует сотрудничать с Русским музеем, Этнографическим музеем, оргкомитетами фестивалей «ВКонтакте», Geek picnic, Roof music fest, «Стереолето», с креативными пространствами «Севкабель Порт», «ARTPLAY Spb», с Санкт-Петербургской филармонией им. Д.Д.Шостаковича, Большим Драматическим театром им. Г.А.Товстоногова и Luxury Travel Russia — национальной ассоциацией операторов люксового сегмента в индустрии туризма. 

Кем будут работать выпускники?

В целом для выпускников программы на рынке труда откроются четыре больших карьерных направления: менеджеры проектов в индустрии впечатлений; предприниматели, подготовленные к созданию и ведению креативных бизнес-проектов; кураторы проектов; консультанты и аналитики в сфере искусства и культуры для организаций и проектов. Эти карьерные направления студенты смогут проработать на двух треках обучения: русскоязычном «Креативное предпринимательство» и англоязычном «Management in Arts, Culture, and Creative Industries». Трек нужно будет выбрать на втором году обучения.

Значительное внимание на программе уделено навыкам предпринимательской деятельности. Площадкой для их развития станет событийный инкубатор Event Engineering Bureau. 

Что такое инкубатор и чем будет заниматься Event Engineering Bureau?

Event Engineering Bureau (EEB) — это креативная площадка, на которой можно «вырастить» коммерческие креативные ивенты (англ. event — мероприятие. прим. пер. Редакции) — от черновой идеи до конечной реализации. Студенты могут инициировать собственные проекты креативных мероприятий или вовлекаться в организацию уже существующих идей. 

Инкубатор организован преподавателями программы, практиками отрасли и международными партнерами. Студенты, которые решат заниматься проектами ивентов на базе EEB, смогут получить их менторскую помощь — как на протяжении всей работы над проектом, так и в качестве консультаций по отдельным вопросам. EEB также способствует созданию профессиональных связей между будущими выпускниками и практиками отрасли. Сейчас создатели программы «Менеджмент в индустрии впечатлений» работают над включением EEB в международную сеть Creative incubators: Network of Northern Dimension Creative Industries Incubators. Это позволит обмениваться идеями, менторами и площадками для практики со скандинавскими странами.

В этом году программа представит Event Engineering Bureau в рамках отдельного воркшопа на Зимней школе НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург 2020, где участники смогут разработать проект своего стартапа. Кроме этого, абитуриенты с сертификатами участника Зимней Школы получат дополнительные баллы в конкурсе портфолио. Подробнее о школе читайте в нашем материале «Зачем участвовать в Зимней школе?»

Если у меня нет диплома бакалавра менеджмента, могу я поступать на программу?

Да, если у вас есть творческий потенциал и креативные идеи, которые вы хотите научиться воплощать в реальные бизнес-проекты — собственные или в рамках организаций. Для студентов направлений социальных и гуманитарных наук обучение на «Менеджменте в индустрии впечатлений» может стать толчком для создания коммерческих проектов, основанных на их увлеченности историей, востоком, социологией и т.д. Они получат навыки, которые станут практической оболочкой их интересов: изучат основы работы организаций в сфере культуры, искусства и креативных индустрий, а также научатся разбираться в истории искусства и современных культурных практиках. 

Хочу поступать! Как изменились вступительные испытания?

Форматы вступительных испытаний остались прежними: конкурс портфолио и экзамен по английскому языку. Но вместо экзамена можно предъявить международные языковые сертификаты, например, IELTS, TOEFL IBT, CAE и др.

В условиях конкурса портфолио в этом году увеличилось количество баллов, которые можно получить за научные и академические достижения абитуриентов. Мы рекомендуем изучить всю подробную информацию на странице вступительных испытаний приемной комиссии, чтобы быть в курсе всех содержательных изменений.

На сайте комиссии можно также узнать об основных сроках подачи документов и задать дополнительные вопросы о поступлении.