Как стать преподавателем Питерской Вышки после СДС? Рассказывает магистрантка
Во время учёбы на бакалаврской программе «Менеджмент» Влада Крайникова состояла в четырёх студорганизациях, в двух из которых её назначили руководителем — в «Мастерской Художника» и СДС. В 2019 году она поступила в магистратуру Питерской Вышки и стала преподавать. Поговорили с магистранткой о том, чему она научилась в СДС и с какими сложностями она столкнулась как преподаватель.
О студорганизациях и рабочих обязанностях
Я состояла в нескольких организациях: например, в HSE Board Games Club, «Мастерской Художника», СДС и «Активе ШЭМа». В клубе по настолкам я была игротехником, в «Мастерской Художника» стала руководителем, а в СДС я прошла путь от птенца до одного из руководителей.
В «Мастерской Художника» я преподавала основы, которые сама изучила в художественной школе. Ещё следила за помещением для занятий: открывала аудиторию, закрывала и смотрела, чтобы всё было нормально. Потом контролировала закупки и мастер-классы и общалась с администрацией Питерской Вышки.
Когда я была руководителем СДС, то следила за группой во «ВКонтакте» и менеджерила работу других ребят из нашей студорганизации. Ещё я как руководитель вместе с другими коллегами общалась с администрацией и вела денежную отчётность, чтобы организация могла арендовать площадки для мероприятий. Мои обязанности в СДС разнились в зависимости от мероприятия, над которым я работала, но я всегда следила за обещаниями, которые посетителям даёт организация: ведь у нас были обязанности перед людьми, которые купили билеты.
Несмотря на то, что СДС воспринимают как ивент-организацию, главная цель этого клуба — передать накопленный опыт и дать возможность получить свой собственный. СДС как большая песочница, в которой ты можешь попробовать всё на себе, но на тебе нет гигантской ответственности, как на работе или стажировке. Тут ты можешь набивать шишки, ведь ошибиться не так страшно. Это даёт невероятный багаж опыта и повышает уверенность в себе, позволяет многим ребятам раскрыться.
О полученных в СДС навыках
Мне кажется, в СДС ты закаляешься: не боишься браться за неизвестное и учишься адекватно реагировать на конфликты. Ещё я научилась лучше коммуницировать с людьми: подбадривать их, критиковать объективно, но так, чтобы не обидеть. Ведь мы все учимся, и руководитель должен передать команде какие-то знания. Грустно, когда люди воспринимают критику со слезами на глазах. Но зато ты учишься мотивировать людей, чтобы они не боялись двигаться дальше, даже если ошиблись. А когда у вас в команде не совпадают мнения, ты учишься искать компромиссы.
СДС помогает раскрыться и стать общительнее. Когда я только присоединилась к студорганизации, я была тихоней, хотя мои друзья из СДС едва ли это помнят. Но благодаря окружающим людям я изменилась. Ещё благодаря СДС у меня появились люди, к которым я всегда могу обратиться за поддержкой или советом, как и они ко мне.
Во время работы в СДС ты учишься бухгалтерской отчётности, работе с документами, дизайну, программированию. Во время одного из своих первых мероприятий, когда я работала в сфере PR, я должна была помочь в оформлении группы во «ВКонтакте». Я вызвалась оформить меню, скачала документ по вики-разметке и прописывала код, чтобы все картинки выглядели, как надо, и были кликабельны. Все меню в группах мероприятий СДС, которые вы видите, сделаны с помощью вики-разметки и инициативных ребят, готовых этому научиться.
О преподавании в Питерской Вышке
Я ушла из СДС, потому что стала старше, появились другие заботы — один диплом чего стоит. Да и сидеть вечно в руководителях глупо. Во-первых, наступает момент, когда ты дал организации и взял от нее все, что мог. Во-вторых, цель организации — передавать знания, а опыт, который ты получаешь как руководитель, бесценен. Поэтому передать свой пост, а вместе с тем и возможность получить этот опыт, — обязанность каждого руководителя. Поэтому когда приходит время, ты передаешь свою должность и накопленные материалы своим коллегам. Но ты не покидаешь организацию насовсем: все члены организации нынешних и прошлых лет всегда рады, когда к ним обращаются за советом или помощью. Просто наше время прошло, сейчас время других ребят, и важно уважать это.
Изначально я не планировала работать в этом полугодии и хотела привыкнуть к магистратуре. Но мне предложили вести семинары для второкурсников, посвящённые обработке данных в Excel. Мне идея понравилась, и всё завертелось.
Я немного боялась становиться преподавателем, потому что это — большая ответственность. Но я решила попробовать: всё-таки я регулярно пользуюсь Excel и сама очень много работала в нём с данными, и я подумала — вдруг мне понравится преподавать. Ещё я очень любила математику в школе, и хоть это и глупо, но мне хотелось, чтобы её полюбили все. А тут благодаря мне второкурсники могли бы полюбить Excel.
О качествах хорошего преподавателя
Когда я думаю о хорошем преподавателе, то представляю свою подругу. Она открыта к студентам, с ней не зазорно поговорить неформально и обсудить какие-то трудности. Это очень важно и нужно, потому что зачастую студентам просто стыдно спросить в чём ошибка. А преподаватель должен показать, что спрашивать — нормально. Я писала об этом в каждом письме к студентам, и в какой-то момент ребята расслабились и почувствовали, что интересоваться действительно полезно.
Фото из личного архива Влады Крайниковой
Я стараюсь показывать студентам на практике, зачем им мой предмет. Иногда мне кажется, что программа по менеджменту очень теоретизирована, и часть этих знаний уже не работает. Так что если давать формулу, лучше показать, в какой конкретно области студент сможет её применить. Просто от формулы смысла не будет.
Думаю, я довольно строгий преподаватель, хотя это обусловлено программой предмета. По установленным правилам если студенты не могут решить задачу, у них ноль баллов, если могут, то один. Поэтому я не могла поставить полбалла человеку, если он был близок, но допустил какую-то ошибку.
О студентах, оценках и дополнительных сессиях
Меня никогда не отправляли на дополнительную сессию, когда я была студенткой, и я чувствовала себя отвратительно, когда мне пришлось это делать. Будь моя воля, я бы поставила всем четвёрки. Но есть и другая сторона вопроса: всем студентам в будущем пригодится Excel. Это базовый навык, и им действительно важно овладеть.
Были случаи, когда студентам не хватало одного балла до желаемой оценки или для того, чтобы избежать допсы. Но поднять оценку было невозможно, просто потому что для этого не было оснований в работе. Очень тяжело сохранять одни и те же правила для всех студентов и мириться с тем, когда человек совершил ошибку по невнимательности.
Тот факт, что студенты могут лишиться скидки [на учёбу] из-за дополнительной сессии, очень давит на преподавателя. Но тут помогают более опытные коллеги, которые говорят, что дополнительные сессии — это часть образовательного процесса, и рассказывают истории про них.
Ещё есть проблема с тем, что у всех разные системы оценивания. Не все задания ты можешь подстроить под систему, где один и ноль баллов. Это вносит свою лепту, потому что студенты привыкают к более лояльному оцениванию, где полбалла допустимы, и их жутко бесит система с нулём и единицей.
Иногда мне очень хотелось добавить учащимся хотя бы полбалла. А иногда они так выполняют задание, что хотелось за него поставить 0,7 или 0,5 баллов вместо одного. Но когда у тебя есть чёткая система, объяснить оценку легче, а чем больше градаций, тем сложнее разбираться.
О сложностях преподавания
Сложнее всего выкладываться по полной и ничего не получать взамен. Более того, когда тебя не совсем конструктивно критикуют, тебе от этого больно и неприятно, но ты учишься искать причины этого.
Вкладываться нужно обязательно, потому что студенты это чувствуют и по-другому реагируют на материал, который ты преподносишь. Но делать это лучше в разумных пределах. Однажды я решила сделать четыре или шесть вариантов теста, и получилось ужасно. Было два часа ночи, на следующий день мне нужно было начать тест в девять утра, и я поняла, что в моих подвигах просто нет смысла, это не стоит ещё двух-трёх часов без сна. Так что стоит время от времени задаваться вопросом, действительно ли твоя инициатива полезна — в том числе и для тебя самого.
В преподавании нужно очень часто сдерживать и подавлять эмоции, а мне это сложно, я очень эмоциональный человек. У меня были ситуации, когда студенты плакали по разным причинам. В такие моменты я сочувствовала им и пыталась объяснить, что отметка — это всего лишь отметка, всё поправимо. Я сама как-то раз получила пятёрку по микроэкономике, и потом очень долго сидела и вытягивала её до восьмёрки. Но тем не менее вытащила, и я поняла, что нет ничего невозможного.
Когда я сильно уставала, мне очень помогали письма от студентов с благодарностью. Иногда я в три часа ночи объясняла человеку десять ошибок в тесте из десяти. При этом понимала, что человек свою оценку получил, и моё письмо вряд ли поможет её изменить, разве что научит студента чему-то новому. Но когда мне писали «Спасибо, стало понятнее», я думала, что всё было не зря. Ещё в конце года некоторые студенты поздравили меня с Новым годом и сказали, что им очень понравился курс. Эти сообщения очень сильно меня приободрили.
Сейчас, я бы хотела работать в сфере, связанной с направлением моей магистратуры «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер». Меня привлекает всё, что касается кода: анализ данных, создание веб-сервисов, программирование. Именно этим я и хотела бы заниматься, а вот где — другой вопрос. Пока не поработаешь, не узнаешь, нравится ли тебе компания. Возможно, в компании мечты тебе не понравится корпоративная культура, а в фирме, в которую ты попал случайно, тебе всё подойдёт.