Дай пять: что советует почитать Алена Александровна Вандышева
В эпоху развития кино, сериалов и медиа мы продолжаем читать книги, но не знаем, за что взяться. Теперь два раза в месяц Питерская Вышка будет выпускать подборки из пяти книжных рекомендаций от преподавателей кампуса — благодаря им вы всегда сможете найти, что интересного почитать. В этой подборке учёный секретарь Питерской Вышки Алена Александровна Вандышева рассказала, что нового она открыла для себя в книге про Сингапур и в «Замке» Франца Кафки.
Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»
Я сбилась со счета, сколько раз читала эту сказку: сначала себе, потом своей дочери. Но я все еще открываю в ней что-то новое. Эта книга научила меня дружить, и я с уверенностью могу сказать, что это именно то, что у меня отлично получается. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» — как точно, правда?
«Маленький принц» про сложный выбор и умение брать на себя ответственность. Про то, что всё когда-нибудь заканчивается. Если человек внутренне к этому не готов, он будет страдать. Мы всегда мучаемся, когда не можем обладать тем, в чём нуждаемся. И «Маленький принц» показывает, что мы обретаем, теряя. Это пронзительная сказка, написанная человеком, способным на настоящую любовь и обладающим невероятно тонким чувством юмора.
Франц Кафка, «Замок»
Мне нравятся книги, которые нуждаются в интерпретации. «Замок» для каждого свой. Для меня K., как и другие герои, проходит через семь смертных грехов и через семь кругов ада бюрократического государства, где человека лишают права быть личностью.
Таверна и её обитатели символизируют пьянство и обжорство. В один момент К. задаётся вопросом, разве Фрида и Пепи — не одно и то же? И это про похоть. Лень мы видим в образе жизни матери Фриды. С гордыней ассоциируется надменность бюрократов, бесконечное соревнование «У кого больше бумаг и папок». Многие герои пытаются подавить гнев: особенно заметна эта несдержанность при нарушении никому не известных правил, витающих в воздухе. Фрида постоянно копит деньги, и никто не знает, зачем — это про жадность.
На каждом подступе к Замку у каждого клерка, а также его помощника и начальника, своя правда. Стать своим — значит, принять правду другого, но тогда ты предашь себя. И никто не знает, чья правда настоящая. Я до сих пор не могу объяснить себе, как Францу Кафке удалось воспроизвести атмосферу ужаса, не используя никаких гротескных описаний и страшных сцен в привычном смысле слова.
Эгон Гостовский, «Заговор»
Это один и самых необычных романов, который я когда-либо читала. Во многом автобиографический. Эгон Гостовский был вынужден эмигрировать из Чехословакии и работал в американском консульстве, как и главный герой романа Ян Берес.
Что чувствует человек, который сталкивается с тиранией? Как ему живется в изгнании? Каково это — почувствовать, что все против тебя? Потерять свою идентичность? Столкнуться с безразличием города, готового стереть тебя с лица Земли? Это мистический роман, полный тайн и загадок, который открывает глаза на то, что для человека значит любовь и как часто мы заблуждаемся в определении ее значения, в отделении правды от вымысла.
Ирена Доускова, «Гордый Б.»
Для меня это совершенно особенная книга, поскольку это первая повесть, художественный перевод которой я сделала. Оригинальное её название Hrdý Budžes, а в английском переводе — B. Prudew. Чтобы его разгадать, надо прочитать книгу до конца. История в книге рассказана от лица девятилетней девочки Хеленки, которая живёт в небольшом чехословацком городке в семье артистов.
События в книге происходят в период нормализации. Нет, в ней нет сюжета о советских танках в Праге в 1968 году, но их незримое присутствие ощущается. За обычными бытовыми сценами, за кухонными разговорами и ежедневными разборками в театре можно увидеть гораздо больше: расколотое общество, в котором открыта охота на ведьм.
Это книга о любви и о предательстве, о жестокости детей и слепоте взрослых, о двойной игре, которую они зачастую ведут, о сложном выборе, который зависит только от тебя. Это своеобразный дневник Хеленки, из которого мы узнаём все её страшные тайны, а заодно и секреты взрослых, которые они так тщательно охраняют. Помните, как в детстве было страшно идти домой, если потерял какую-то вещь? Как страшно было думать, что кто-то из родных умрёт? Как взрослые что-то обсуждали, а смысл их слов был совершенно не понятен? Эти детские ощущения передаются в книге с невероятной точностью.
«Прага для меня пахнет лучше, чем штрудель» — главная героиня мечтает туда переехать. Исполнится ли эта мечта? Узнаете, если прочтёте книгу. А читается она на одном дыхании, и юмор автора совершенно обезоруживает. Я рекомендую эту книгу тем, кто интересуется Восточной Европой и человеческим измерением политики, поскольку масштаб катастрофы виден в малом, и «Гордый Б.» это наглядно объясняет.
Ли Куан Ю, «Из третьего мира в первый»
Ли Куан Ю, бывший премьер-министр Сингапура, рассказал, как практически с нуля создать эффективное государство. Сингапур за весьма короткий срок стал одним из самых богатых государств мира, преодолел коррупцию и многие управленческие беды. То, что произошло с этой страной, считают экономическим чудом, но чудотворцами здесь оказались сам Ли Куан Ю и народ. В книге много полезных и интересных рассуждений, например, рассуждения о том, как реализовать принцип неотвратимости наказания и допустимо ли отступать от презумпции невиновности. Книга на примере Сингапура рассказывает, что может изменить меритократия и как привлекать талантливую молодежь на государственную службу. Это произведение просто необходимо тем, кто ищет удачные примеры политических решений и вдохновляющие истории. А также тем, кто хочет научиться мотивировать людей. «Из третьего мира в первый» я часто даю читать своим студентам в рамках курсов антикоррупционной политики и государственного управления.
Вандышева Елена Александровна
Декан Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук