«Дизайнеры — это по большому счету изобретатели»
В четверг 3 октября в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург стартовал новый сезон открытых лекций, первым гостем которого стал выдающийся плакатист Дмитрий Маконнен. Дмитрий поделился жизненным опытом, рассказал об извилистом карьерном пути и раскрыл секреты творческого успеха. Но даже после лекции у нас остались вопросы, ответы на которые он дал в интервью ниже.
Дмитрий Маконнен — эстонский плакатист, дизайнер, основатель и художник в IZO Kunstgrupp. Специалист в области инфографики в компаниях РИА «Новости», МИА «Россия сегодня», журнал «Секрет фирмы», Рамблер. Сотрудник Московского музея дизайна, член МОА «Союз дизайнеров», член союза графических дизайнеров Эстонии, участник творческого союза художников декоративно-прикладного искусства, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
— Дмитрий, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к преподаванию?
— Моя карьера началась с работы корректором в газете, куда я пришел и сказал, что неплохо работаю на компьютере (это была правда). В это время я еще учился на экономиста и активно занимался музыкой. В газете меня часто бросали сразу в производство — говорили сдать конкретную работу к вечеру. А вот как я должен был это делать — непонятно. И в это время смекалка и изворотливость начинали работать удивительным образом, ведь у меня было всего лишь минимальное количество знаний. Я помню все те мучения и страдания, через которые прошел. И сейчас мне очень нравится об этом рассказывать, потому что я действительно спасаю людей от этой тяжелой участи.
Ну и вообще общаться мне очень нравится, потому что это весело. К слову, я встречаюсь с более чем ста студентами в неделю, потому что еще преподаю в эстонской академии искусств и каждый второй четверг езжу туда.
— Вы очень разносторонний человек, и у вас большой кругозор. Насколько я знаю, в своих студентах вы пытаетесь воспитать то же самое. Действительно ли это необходимо для дизайнера?
— А вот это, кстати, самая важная вещь, как мне кажется. Ведь что такое дизайн? Что такое идея, и как мы ее формируем? Она выходит из какого-то опыта, из личных переживаний. И чем шире у нас оба эти диапазона, тем утонченнее и лучше получается работа. Можем как-нибудь совсем тонко намекнуть на что-то и поймать вдруг нужную струну, и это действительно того стоит. Эрудиция вообще очень классная вещь, которая приносит только пользу.
— А как к этому прийти? К расширению кругозора?
— Обычная любознательность: спрашивать, смотреть.
Однажды я пришел устраиваться в одну московскую фирму. Она занимались интереснейшей работой — печатью татуировок на кожаных женских сапогах. И вот, когда мы уже договорились, что работать я там не буду, меня заинтересовал процесс производства. Я обратился к работникам — людям, которые любят свое дело и готовы говорить о нем часами, и начал расспрашивать. Меня повели на фабрику и около часа показывали весь процесс. Это невероятно интересно. И вы должны находить возможности узнавать что-то новое.
Честно говоря, больше всего я бы хотел учить студентов учиться. Это звучит как тавтология — но вдумайтесь! Например, вы делаете проект со своим преподавателем, и только желание получить как можно больше знаний подталкивает вас подойти к чужому преподавателю с этого же факультета и спросить его мнение о вашем проекте. Пусть это какая-то наглость в некоторой степени, но в целом большинство людей доброжелательны и открыты — почему бы не подсказать? А у студента уже есть две оценки, два мнения, которые он может использовать. И именно какие-то такие хитрости очень много дают.
Мне кажется, во мне это развил преподаватель по географии в экономическом институте. Он поощрял такие вещи, как, например, отпроситься в туалет и вместо этого сбегать в библиотеку, хоть во время экзамена. Однажды он даже поймал меня на этом и отнесся абсолютно спокойно. И это было по-настоящему классно, ведь остальные сидели в аудиториях и боялись, а я вот так бегал, поняв, что именно этой смекалистости от меня и ждут.
— Как вы думаете, какое самое важное качество должно быть в студенте, чтобы он рос и развивался как можно быстрее?
— Кто такие дизайнеры? Дизайнеры – это по большому счету изобретатели. Вот я вам историю про себя расскажу. Она очень странная, но все равно дает некоторое представление о мыслительном процессе.
В какой-то момент я посмотрел телепередачу о том, что для производства суши не надо никаких особых условий. А чтобы открыть обычный ресторан или бар, вам нужно будет иметь около четырех отдельных помещений, за которые надо платить, и специальное внутреннее и внешнее оборудование. Там же рассказывалось, что для изготовления суши понадобятся всего лишь сушиварка, столик и какие-то курсы повара. Все. Я думаю: «Ничего себе! То есть потенциально суши можно готовить на прилавке на улице, как хот-доги!»
После этого я стал развивать идею о том, что если суши легко так приготовить, то почему же так сложно есть? Это ведь целая церемония, которая разрушает принцип быстрой еды «схватил и ешь». Я стал придумывать, как можно привести одно ко второму, то есть быстрое приготовление к быстрому потреблению. И около недели, во время поездок в электричке, в метро или в автобусе пытался найти решение. И вот в какой-то момент щелк — мне оно приходит. Я понимаю, что суши можно не разрезать, а отдавать целой палкой: человек будет откусывать и идти дальше по своим делам. Однако через некоторое время я узнал, что так делают в Австралии уже несколько лет. Естественно, это меня разочаровало. Но в тот момент, когда решение пришло, я чувствовал невероятную радость открытия, удивительный душевный подъем. Ведь ты чувствуешь, что покорил что-то. И по сути это изобретение и есть на самом деле дизайн — найти и улучшить что-то.
Я вот студентам предлагаю придумать решение проблемы, допустим, с велосипедами: ведь их очень неудобно хранить. На обычный балкон поместится, скажем, три велосипеда от силы. Но если как-то придумать сложить педали и руль, то на той же площади можно будет разместить двенадцать велосипедов. Но как это сделать? Решения еще нет, но вот как раз ставите задачу и решаете. И даже если она не в области рисования, но в области идей — это дизайн. Это все — дизайн мышления.
— Что вы думаете о многозадачности?
— На самом деле, если рассматривать поколение, скажем, моего отца, то тогда как раз и считалось, что больше всего денег можно заработать, когда у тебя одна задача есть и ты в ней лучший специалист. Но это время ушло. Ведь сейчас, если человек разбирается в чем-то и есть еще несколько таких же людей, а он по каким-то причинам не востребован, то его умения на это заканчиваются. Это довольно грустно.
А что касается меня — на самом деле я больше люблю делать какую-то одну задачу и получать от этого удовольствие.
— Сложно ли комбинировать одновременное решение нескольких задач?
— Вот смотрите: у меня десять проектов. Я беру и на шею вешаю десять дохлых уток и от каждой пытаюсь избавиться по мере возможности. Но они все висят и болтаются в зависимости от того, как проекты движутся. Выше они или ниже — их надо держать.
Есть очень интересный публицист Прохоров с книжкой про русскую модель управления. У него написано о том, как русский человек думает. Мышление приходит из поколения, из жизненного цикла. Раньше было так: летом, весной и осенью нужно было очень много работать, а потом зимой долго отдыхать и питаться плодами наработанного. Иногда не было времени даже детей покормить, потому что если ты не наберешь определенного количества зерна или еще чего-то, то умрешь сам. Именно поэтому у нас есть психологическая установка, что надо быстро сдать проект и потом вернуться к «ничегонеделанию». К «нейтралке». На самом деле «нейтралки» не существует. Вот есть демотиватор — «я однажды так сильно устал, что теперь никак не могу отдохнуть обратно». А этого «отдохнуть обратно» не бывает, и когда ты это понимаешь, все процессы упрощаются.
— Какова ваша жизненная позиция, и как она менялась с годами?
— Раньше я работал в газете «Эстония». И там у меня часто случались различные моральные проблемы. Например, мне надо сдать полосу в печать, а наборщик не напечатал маленькое объявление. Я сижу и жду. Сейчас бы я этого делать не стал, а напечатал бы сам за пять минут, тогда это было для меня принципиально важно. И мне кажется — это часть взросления. Ты понимаешь, что какие-то мелочи сделаешь по-другому, тем самым и время свое ускоришь, и нервы сбережешь, и человек не будет на тебя злиться. Чем проще, тем легче живется на самом деле. Простота дает больше возможностей.
— Какой совет с позиции жизненного опыта вы бы дали студентам?
— У меня есть очень важный совет, который, как мне кажется, действительно может облегчить жизнь.
Сейчас вам надо напрячься, забыть про все и вложиться в учебу. И тот, кто действительно это сделает, будет потом зарабатывать. Да, вы можете потратить эти годы на веселье, но помните о том, что жизнь — больше четырех лет. Несмотря на то что сейчас вам будет тяжело и неприятно, это действительно сработает. Больше консультируйтесь с преподавателями и выжимайте максимум знаний, потому что сейчас то самое время, когда формируется «жилка удачи», которая будет обеспечивать вас всю дальнейшую жизнь.
Беседовала Анна Якубовская, студентка 1 курса ОП «Менеджмент».