Что ждёт наших будущих первокурсников? Если коротко, то ещё больше возможностей!
В разгар приемной кампании «Вольная редакция» департамента политологии решила поговорить с Анной Декальчук, академическим руководителем бакалаврской программы «Политология и мировая политика», и узнать, что ждет будущих первокурсников и изменилось ли как-то содержательное наполнение учебного плана на 2019-2023 годы.
Анна Андреевна, мы знаем, что наша программа не стоит на месте и все время динамично развивается и меняется. Поменяется ли что-то для тех, кто придет к нам учиться на первый курс в 2019/2020 году?
Так и есть, одной из основных задач руководства программы является своевременная реакция на запросы студентов и потребности рынка труда, который от года к году становится, с одной стороны, все более конкурентным, а с другой, все более гибким и изменчивым. Мы оперативно реагируем на эти изменения, в каждый следующий учебный план (то, что на вышкинском бюрократическом языке называется страшной аббревиатурой БУРУП) добавляя дисциплины, развивающие те навыки и компетенции, которые позволят нашим выпускникам быть востребованными на рынке труда: и сразу после выпуска, и спустя годы.
Учебный план будущих первокурсников не исключение. Я бы отметила следующие важные изменения, которые затронут все четыре года обучения ребят.
Во-первых, в этом году принято решение отказаться от языковой двухтрэковости на втором курсе. Как вы знаете, все дисциплины у нас на программе преподаются по-английски (это позволяет нашим выпускникам быть востребованными не только на российском, но и на международном, глобальном, рынке труда). При этом, однако, до настоящего момента четыре дисциплины – «Математика и статистика» и «Экономическая теория» на первом курсе и «Теория игр» и «Количественные методы» на втором году обучения – преподавались и на английском, и на русском, что давало каждому студенту возможность выбрать язык освоения этих не самых простых дисциплин. С грядущего года русскоязычный трэк сохранится только для двух дисциплин первого курса. Иными словами, ребята, которые поступят к нам на программу в этом году, став второкурсниками будут слушать и «Теорию игр», и «Количественные методы» на английском. Такое решение кажется вполне естественным, учитывая то, насколько успешно наши студенты справляются с освоением дисциплин на английском языке уже на первом году обучения.
Во-вторых, раз уж мы заговорили о языках, надо сказать, что будущих первокурсников ждет еще более широкий выбор второго иностранного языка. Обязательной частью нашего учебного плана является изучение второго иностранного языка (помимо английского, преподаваемого на первом и втором курсах) на втором и третьем годах обучения. Когда программа создавалась, мы начинали с немецкого и китайского – выбор студент делал в зависимости от региона, на котором он или она хочет специализироваться (либо Европа, либо страны БРИКС и Азии). Уже в прошлом году, реагируя на запросы студентов, в эту линейку был добавлен французский. С аргументом о том, что именно французский является языком дипломатии, мы, конечно, не могли не согласиться. В уходящем учебном году мы также ввели португальский, но не как один из обязательных языков, а как факультатив. С будущего года португальский займет своё место в линейке вторых языков наряду с немецким, французским и китайским, чему я очень рада. Португальский, помимо своей красоты, замечателен еще и тем, что выбирать его могут и те, кому интересна Европа, и те, кто хочет специализироваться на странах БРИКС, в Бразилии ведь говорят именно на португальском!
Анна Андреевна, а поменялось ли что-то помимо языкового компонента?
Да, изменения коснулись и содержательных дисциплин. Во-первых, в учебном плане на втором году обучения появились «Основы программирования в Python». Выражаясь языком исследователей, использующих количественные методы и работающих с большими данными, будем учить студентов «кодить в Питоне». Замечу, правда, что включение программирования в Питоне в учебный план не является чем-то уникальным для нашей программы – в том или ином виде, эта дисциплина становится обязательной в рамках любой из образовательных программ бакалавриата Вышки, причем не только питерской. Здесь можно поподробнее узнать об этом нововведении.
Продолжая разговор о подобных навыках, замечу, что мы также продолжим эксперимент в рамках дисциплины «Научно-исследовательский семинар» на третьем году обучения. В чем состоит эксперимент? Если коротко, то в предоставлении возможности выбрать тот метод анализа данных, который студент считает наиболее интересным и подходящим под свои исследовательские цели и задачи. В уходящем году мы предоставили третьекурсникам возможность выбирать между Qualitative Comparative Analysis (QCA), Social Network Analysis (SNA) и Text-as-data. Все три метода являются очень востребованными не только исследователями, но и прикладниками. В грядущем году SNA решили заменить интерпретативистскими методами, чтобы студенты, которые предпочитают более «мягкие», качественные, методы, могли прокачать свои навыки, например, в дискурс-анализе. Я в этой связи надеюсь, что когда первокурсники 2019/2020 года набора перейдут на третий курс, перед ними откроется еще более разнообразный выбор методов для освоения.
Наконец, в БУРУП 2019-2023 годов появилось довольно много новых и крайне любопытных дисциплин по выбору: например, «Право и политика в деятельности международных судов и трибуналов» или же «Этнические конфликты: причины и разрешение». В принципе, мне очень нравится, как сегодня выглядит «международнический» компонент программы, усиленный, к слову, и тем, что две важные для любого международника дисциплины – Анализ внешней политики и Международная политическая экономия – становятся теперь обязательными для освоения.
Коснулись ли изменения еще чего-нибудь?
Пожалуй, основные изменения, коснувшиеся учебного плана для будущих первокурсников, я описала выше. Если же говорить о новых возможностях, которые откроются перед нашими будущими студентами, то тут стоит отметить, что уже в этом году нам удалось увеличить число мест для участия наших студентов в трэке двойного диплома с Университетом Тор Вергата в Риме, Италия. Если в этом году, первом году функционирования программы, в Рим уехали только две студентки третьего курса (их подробное интервью можно прочитать здесь, то уже в следующем году эта цифра увеличится вдвое, и я надеюсь, что вместе с нашими итальянскими партнерами мы не остановимся и на этом. С каждыми годом увеличивается и число студентов, уезжающих в зарубежные университеты-партнеры по программам академической мобильности, так же как расширяется и число таких университетов-партнеров, и их география. Наконец, в этом году питерская Вышка впервые стала предоставлять возможность получения стипендий и грантов для обучения в рамках программ студенческой мобильности за рубежом. Более 20 наших студентов разных годов обучения уедут учиться за рубеж в осеннем семестре 2019/2020 учебного года, многие из них получили финансовую поддержку от университета. Я очень надеюсь, что мы сохраним эту систему и в будущем!
Наконец, отмечу, что в грядущем году к нам на программу придет преподавать прекрасный специалист по Европейскому союзу и странам постсоветского пространства с обширнейшим опытом исследовательской и преподавательской деятельности в университетах Западной Европы. Я пока не буду раскрывать всех карт и надеюсь, что скоро мы опубликуем с ним интервью в рамках специальной серии «Meet and greet» на сайте программы, так что stay tuned!
Декальчук Анна Андреевна
Академический руководитель