Исследователям античности нужно учить не латынь, а Python
Спрос на диплом о высшем образовании по-прежнему высок, между тем, работодателю важен не документ, а компетенции выпускников.
На открытой лекции проректора Высшей школы экономики Сергея Рощина, состоявшейся в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург в рамках Пятой ежегодной международной конференции «Образование и мировые города: новые технологии развития», обсудили стратегии развития университетов в условиях спроса на образование и компетенции.
Современное образование находится в условиях, когда цифровая революция уже изменила представление о структуре профессий, а образовательные программы остались неизменными. Во многом сохранению этого разрыва способствует спрос на диплом о высшем образовании, в то время как работодателю важен не документ, а компетенции выпускников.
Образование по специальности имело смысл в середине двадцатого века, в период относительной стабильности. Сегодня же на первый план выходят цифровые компетенции. Они становятся базовыми навыками во всех сферах деятельности".
«Образование по специальности имело смысл в середине двадцатого века, в период относительной стабильности. Сегодня же на первый план выходят цифровые компетенции. Они становятся базовыми навыками во всех сферах деятельности – говорит Сергей Рощин. – Под цифровыми компетенциями чаще всего понимают умение программировать, но это не совсем так. Здесь скорее важно умение анализировать, работать с большими массивами данных. Это умение важно не только в сфере IT, но и в области гуманитарного знания. Так, исследователям античности знание языка программирования Python будет даже более полезно, чем латынь»!
Базовое образование сегодня – это не регидные образовательные программы, это грамотное соотношение того, что называется hard skills и soft skills, то есть студенты должны обучаться не только основным предметам, но и навыкам работы в команде, умению вести дебаты и проводить презентации, быть знакомыми с тем, что называется эмоциональным интеллектом.
Для того чтобы обучение «мягким навыкам» было наиболее эффективным, университетам нужно уходить от того, что называется «практикой» или «проектной работой» и привносить эти «дисциплины» в структуру самих образовательных программ. Недостаточно обучать тому, как готовить презентации или работать в команде один раз в семестр, нужно постоянно практиковать использование этих навыков.
«Образовательная программа это не профессия, – продолжает Сергей Рощин. – Нет профессии историка, есть профессия, в которой нужно уметь понимать прошлое, и называться она может при этом как угодно. То же самое касается, например, экономистов. Базовая компетенция такого специалиста – умение работать с информацией, а в каком качестве он будет работать, это уже совершенно другой вопрос».
Условия жесткого государственное регулирование в сфере образования не способствуют реализации такой образовательной модели. Это мешает гибко подходить к дизайну образовательных программ и готовить именно тех специалистов, которые нужны работодателю. С развитием технологий эти барьеры, очевидно, будут разрушаться, и образование превратится в набор компетенций, полученных как в стенах университета, так и за его пределами.
«Задача образовательных программ – собрать этот пазл, совместить необходимые компоненты, и в целом она имеет мало общего с целью получения диплома, – отмечает Сергей Рощин.
Образование должно иметь индивидуальную траекторию – уверен проректор. «Мы должны уходить от стандартных элементов образовательных программ. И это должно стать нашей мантрой на ближайшие несколько лет».
Рощин Сергей Юрьевич
Проректор НИУ ВШЭ