• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

(Не)много о программистах в Питерской Вышке

В этом году в Питерской Вышке открылось новое направление «Прикладная математика и информатика». Его первыми студентами стали ребята, перешедшие в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург из Академического Университета. Они решили рассказать о результатах четырех лет своего обучения в бакалавриате, надеясь помочь абитуриентам этого года в выборе университета.

(Не)много о программистах в Питерской Вышке

Сразу хотим рассказать, где ещё в социальных сетях есть информация о направлении. Совсем недавно появилась группа направления ВК, но она немного пустая. А в Telegram создали чат для абитуриентов, где можно задавать интересующие вопросы.

Сразу хотим оставить ссылки на другие статьи по этой теме. Недавно ребята с третьего курса написали про изменения, которые коснулись их при переходе в Вышку. В комментариях к их статье есть дополнения от других студентов. Еще один новый пост, в котором объединена некоторая информация о жизни в Вышке. Зимой этого года на Хабре появился небольшой пост с информацией о бакалавриате и магистратуре. Также на Хабре есть пост про магистратуру «Промышленное программирование» и её отличие от программы ИТМО «Разработка программного обеспечения». Для интересующихся направлением SE есть другой пост от студента, закончившего в прошлом году (ещё в АУ) наш бакалавриат, а сейчас обучающегося в магистратуре ВШЭ. Во время нашего обучения в АУ появлялись посты 4х-летней и 2х-летней давности. Так как мы перешли в ВШЭ со своей программой и преподавателями из АУ, то они всё ещё во многом актуальны. Если мы забыли добавить сюда какой-то пост, то напишите об этом, пожалуйста, обязательно добавим. Вообще, вот блог Питерской Вышки на Хабре, там наши студенты иногда рассказывают про свои проекты, стажировки и прочее.

Программа обучения

В течение пяти лет существования нашего бакалавриата программа обучения постоянно корректировалась, основываясь на фидбэке самих студентов. Так что мы не будем детально всё рассказывать, так как наша информация уже устарела. В некоторых из приведённых выше статей есть более свежие описания и впечатления о предметах. Мы лишь хотим сказать, что первые два года прошли в очень активном и немного нервном режиме, знания лились со всех сторон. Программу подкорректировали, и наши младшие коллеги, насколько нам известно, учились чуть более спокойно. Но, несмотря на сильную нагрузку, узнали мы действительно много, и это стало хорошей базой для последующего выбора направлений.

Стоит упомянуть, что (как и везде) были обязательные непрофильные предметы: Английский язык, История, Экономика, История Искусств и Философия науки. Сразу скажем, что это все, кроме Философии, происходило в АУ, так что предметы и сама система несколько поменялась. В ВШЭ существует некая система майноров, которая в этом году прошла мимо нас, но в посте третьего курса и комментариях ее как раз обсуждают. Мы только отметим, что Философия науки в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург у нас была очень приятная. Преподаватель старался давать статьи и главы из книг, которые будут интересны технарям, и всегда прислушивался к нашим отзывам.

Разделение на направления началось на третьем курсе, сейчас в ВШЭ существуют Software Engineering, Machine Learning и Programming Languages. Курсы стали более специфичными для направлений, а вели их преподаватели, которые этим сами занимаются на практике. Каждый семестр (а теперь модуль) давалось 2-3 обязательных для направления курса, и оставалось 1-2 курса, которые можно было выбрать самим.

Теперь параграф про проблемы. Честно скажем, что некоторые предметы были не очень интересными, либо не ладилось с преподавателями. Но это было скорее исключением из правила, и большинство проблем хорошо решались обратной связью, про которую расскажем ниже. Какие-то предметы нравились только небольшому количеству людей, но в итоге они выбрали их как основу для дальнейшей научной или прикладной работы. С третьего курса появилось несколько предметов, читавшихся на английском языке, что доставило определенные проблемы студентам, не владеющим английским языком на нужном уровне. Но это палка о двух концах, так как были и люди, которым, наоборот, понравилась возможность попрактиковаться. После перехода в ВШЭ появилась новая сложность — 10-балльная система оценивания. Оценка за курс ставится не только по результатам экзамена, а включает в себя работу в течение модуля. И в этом году некоторые преподаватели до последнего тянули с объявлением правил оценивания, что было не очень удобно. Но, справедливости ради, для преподавателей это всё тоже было в новинку, так что к следующему году, думаем, такой проблемы не возникнет.

В заключение повторимся, что учиться было сложно, но оно того стоило. Много чего узнали, по пути познакомились с замечательными преподавателями, некоторые из них стали нашими научными руководителями. Мы уставали, ругались (но не друг с другом!), мечтали о конце бакалавриата. Но вот бакалавриат окончен, а группа практически полным составом будет продолжать свое обучение в магистратуре Питерской Вышки.

Особенности

  1. В каждой статье и на каждом дне открытых дверей всегда упоминается система обратной связи. Всё потому, что это действительно потрясающая особенность нашей программы. В конце каждого семестра студенты заполняют анонимную электронную анкету, в которой можно оценить каждый предмет и преподавателя и оставить какой-то комментарий. И эта анкета не отправляется в мусорное ведро сразу после её отправки. Лучше всего это было заметно в первые два года, когда программа обучения ещё только отлаживалась. Указанная большой группой студентов проблема сглаживалась или вовсе исчезала. Конечно, мы учимся не совсем в волшебном мире, так что не все предложения принимаются и проблемы исправляются, но эта система всё равно очень сильно упрощает жизнь.
  2. В начале каждого семестра (кроме самого первого) студенты выбирают научно-исследовательскую работу (НИР), которую будут сдавать в конце семестра. Конечно, необязательно постоянно брать новую тему, можно продолжать заниматься старым проектом, что многие из нас и сделали на четвертом курсе. В любом случае, в начале семестра происходит большая презентация тем проектов, на которой сотрудники различных компаний (JetBrains, Yandex, GeoScan, AgiSoft, Simlabs) и лабораторий предлагают свои задачи. НИРы дают возможность в первые два года попробовать разные области и понять, чем хочется заниматься, а ещё очень полезный в жизни опыт презентации и защиты своей работы.
  3. Кроме государственных стипендий, у нас есть ещё и спонсорские от компании JetBrains. Это дает возможность сконцентрироваться на университете, не задумываясь о работе, если хорошо учишься, конечно.
  4. Нас весьма мало. Не только на нашем курсе (закончило 15 человек из 31), но и вообще на всем направлении. Это даёт немало преимуществ, например, та самая возможность обратной связи. Да и вообще не надо ждать конца семестра, чтобы поговорить с кем-то из руководства, при желании их всегда можно найти и обсудить волнующие вопросы. К тому же меньшая аудитория на парах дает возможность вести диалог с преподавателем, что часто помогает понять материал.
  5. Как уже было отмечено выше, за эти четыре года нас многому (попытались) научили, что позволило всем найти стажировку/работу/другие проекты. Работающие в исследовательских лабораториях ребята уже написали свои первые статьи и съездили на конференции и соревнования. Более подробно об этом рассказано дальше.

Стажировки

Летом после второго курса 14 (из 30) человек попали на стажировки в Google, JetBrains, Yandex, Simlabs и GeoScan. После третьего уже почти весь курс где-то стажировался летом. А на четвертом курсе почти все из нас нашли проекты и стали над ними работать параллельно с учебой. Эти проекты обычно были связаны с темой диплома, так что было не очень сложно совмещать.

В этой статье выпускник нашего бакалавриата и нынешний студент магистратуры рассказывал про стажировки в Google, так что не будем об этом расписывать. Просто заметим, что после курса Алгоритмов собеседование не доставило никаких проблем, разве что кому-то пришлось попотеть с английским языком, на котором ведутся все интервью в зарубежные компании. В результате же стажировок все получили хорошие отзывы и приглашение.

Чего мы достигли. В лицах

Никита Сазанович

Сейчас я в JetBrains Research в группе агентных систем и обучения с подкреплением. Начал я там работать во время выполнения своей ВКР, о которой писал в блоге Питерской Вышки. Это было возможно благодаря проектам, которые кураторы программы отбирают в лучших компаниях СПб. По результатам проекта мы с командой отправились на олимпиаду по беспилотным автомобилям в Монреаль и заняли 1 место. Я продолжу работать в этой команде и пойду учиться в магистратуру ВШЭ.

Эта же ВКР стала отличительным пунктом резюме при подаче на стажировку исследователя в отделение беспилотных автомобилей Uber, куда я и отправляюсь этим летом в Торонто. Вообще, программа поощряет стажировки, и руководители всячески помогают с несколькими пропущенными месяцами учёбы в начале года. Благодаря этому стажировка в Uber станет моей третьей. До этого после второго курса я был в Google Цюрих, а после третьего — в Google Лос-Анджелес.

Катя Кощенко

За первые два года обучения благодаря НИРам я успела попробовать себя в разных направлениях и сузить свой круг интересов до SE и ML. В любом случае, опыт был весьма полезный и интересный, кроме того помог расширить свое резюме.

После второго и третьего курсов я ездила на стажировки в Google (Цюрих и Сан-Франциско). После всего, чему нас научили, никаких сложностей не возникало. Нужно было только привыкнуть к используемым внутренним системам, а дальше просто кодить. Но эти два лета позволили понять, что в SE мне пока не хочется, и переключиться на ML.

На третьем курсе я попала в одну из лабораторий JetBrains Research, по большей части занимающуюся задачами, связанными с потоковой обработкой и обработкой естественного языка. В этой же лаборатории на четвёртом курсе написала диплом. В ней же и продолжу работать, когда пойду в магистратуру ВШЭ. На основе диплома, кстати, написала под руководством своего научного руководителя небольшую статью, которую представили и опубликовали в сборнике конференции SEIM. Но есть планы сделать этим летом следующую статью чуть пообъёмней и содержательней и отправить ее на более уровневую конференцию.

Егор Богомолов

Пожалуй, самым важным итогом четырёх лет стало то, что я смог попробовать себя в разной деятельности и остановиться на чём-то, что кажется мне интересным. В этом больше всего помогли регулярные НИРы и проекты. В начале бакалавриата я был уверен, что хочу заниматься биоинформатикой, поэтому два раза выбирал проект по биоинформатике, что позволило мне успешно передумать. Не могу сказать, что именно мне не понравилось, но в итоге я решил, что это не моё.

Помимо этого у нас был обязательный проект по Java, в ходе которого требовалось написать приложение на Android. Во многом благодаря проекту я отправился на стажировку в Google Zurich в команду Android Calendar. Это было очень продуктивно и интересно, но в итоге я вновь решил, что промышленная разработка пока что может подождать и я не хочу делать упор на ней.
Так, путём проб и ошибок, я пришел к машинному обучению, которое наконец меня зацепило. Начиная с третьего курса я занимаюсь научной работой в лаборатории машинного обучения в программной инженерии в JetBrains Research, теперь уже там работаю. О своей работе я писал в блоге СПБ ВШЭ. В магистратуру я также иду в ВШЭ и буду продолжать заниматься той же научной работой.

К концу бакалавриата получилось и найти то, чем интересно заниматься (в лаборатории куча интересных задач), и начать получать за это деньги, и опубликоваться на конференции уровня А. За это всё большое спасибо преподавателям, которые очень хорошо учили, и руководству, которое выступало в роли наставников и не давало расслабляться.

Егор Щербин

На последних курсах я занимался биоинформатикой. Например, в рамках дипломной работы я участвовал в разработке программы, упрощающей поиск новых антибиотиков и других лекарственных веществ, в коллаборации с лабораторией из Carnegie Mellon University — одного из самых топовых универов США и мира. Более того, летом я поехал туда на стажировку, что, несомненно, было очень ценным опытом. И при желании, думаю, смог бы после бакалавриата поехать в CMU учиться на PhD и продолжать заниматься важными биоинформатическими исследованиями.

Но под конец бакалавриата я все же решил закончить с биоинформатикой и попробовать себя в новой области. Что, кстати, неплохой показатель того, что наша программа в принципе фундаментальная. Например, из-за этого я после второго курса попал на стажировку в Google London, а сейчас без особых проблем переключился на бэкенд-разработку и смог попасть в Яндекс на интересный проект.

Михаил Шавкунов

В бакалавриате я работал над многими проектами, что позволило понять интересные мне области и в результате попасть к текущему своему научному руководителю. В нашей лаборатории крайне много интересных проектов — от применения машинного обучения в решении различных задач до создания инфраструктуры распределённых вычислений. Многие проекты лаборатории JetBrains Research публикуются во всемирно известных конференциях, одна из особенностей которых — их место прохождения. Поясню на своём примере: в этом году я защитил диплом, над которым работал в лаборатории. И с этими результатами меня и команду взяли на конференцию DEBS 2019, которая проходила в Дармштадте, где мы получили Best Poster Award. То есть получилось и посетить Германию, и поучаствовать в профессиональных дискуссиях по своей тематике.

За это хочется сказать отдельное спасибо нашему руководству и моим научным руководителям. Благодаря им я продолжу своё обучение в магистратуре ВШЭ.

Артем Лобанов

На втором курсе в качестве НИРа я занимался прогнозированием ошибок в программном коде, и по результатам работы мой научный руководитель пригласил меня на летнюю стажировку в JetBrains Research. Там мы занимались созданием автоматической системы рекоммендации рефакторингов. По итогу был создан работающий прототип, дальнейшей разработкой которого занялось следующее поколение студентов. На третьем курсе мы, в сотрудничестве со Stepik.org, занялись новой задачей — созданием автоматической системы подсказок для студентов обучающей платформы. Работу над этим проектом я продолжил на летней стажировке после третьего курса, а также на четвёртом курсе в качестве дипломной работы. Причём стажировка плавно перешла в частичное трудоустройство. Итогом двухлетнего исследования стала успешная защита диплома, а также публикация и поездка на конференцию за океан за счёт компании. Последние два года я также, в качестве ассистента преподавателя, помогаю проверять домашние задания младших курсов. Своё образование планирую продолжить в магистратуре ВШЭ.

Итог

Прожили тут четыре года. Всем мотивированным и заинтересованным в программировании абитуриентам советуем. Сами ещё точно вернёмся.

Пользуясь случаем, хотим поблагодарить всех людей, сделавших эти четыре года такими, что захотелось написать данный пост. Наши прекрасные преподаватели, всегда готовые объяснить и помочь. Научные руководители, которые дали первый опыт работы над реальными проектами. Учебный отдел, который как мог ограждал нас от всяких формальностей и бумажек. И наши куратор и руководитель программы, всегда знающие, в каком направлении нас подтолкнуть для лучшего развития.

Отдельную благодарность хотим выразить JetBrains. Не только за спонсорские стипендии, позволившие нам сконцентрироваться на учебе и чуть меньше думать о делах материальных. Но и за огромную поддержку, оказанную нам на протяжении четырех лет обучения.