• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пять лет истории

С 2019 года на ОП «История» вводится стандарт пятилетнего бакалавриата. Новая программа обучения разработана на основе анализа мнений студентов и выпускников. Об обновлениях образовательного процесса и их преимуществах рассказывает Адриан Селин, академический руководитель образовательной программы.

© Архив НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург

Обновлённая программа позволяет использовать специфику получения образования в Петербургском кампусе ВШЭ: современность исторического образования, его интернационализацию и работу с культурным и музейным наследием. Подобное изменение произошло год назад на программе «Востоковедение». 

- Какие преимущества будет иметь новый план обучения на образовательной программе «История»?  

- Я бы назвал это не необходимостью, а скорее хорошим шансом, который у нас появился. Историческое образование в значительной степени в условиях массового бакалавриата «разбавлено» предметами общего гуманитарного и не только гуманитарного цикла. Значительная часть запросов, которые мы получаем от студентов, связана с недостатком фундаментальных знаний. Что греха таить, сегодня средняя школа (в среднем) дает не тот базис, на который мы могли бы «нанизывать» дополнительные знания, формирующие рамки высшего исторического образования.   

Сегодня функция первого и второго курсов сводится к некоторой адаптации, заполнению тех лакун, которые, к сожалению, как правило, остаются у любого студента. У нас есть опыт трех – а скоро будет четырех – выпусков, которые учились по старому четырехлетнему стандарту без учета необходимости этого начального периода. В тех случаях, когда выпускники выражают благодарность за образование, они в основном благодарят не за исторические знания, а за то, что принято называть soft skills – умения работать с данными, создавать тексты, ориентироваться в мировых трендах гуманитарного знания. Откуда здесь берется слово «история» не для всех понятно.  

Я не знаю, сколько лет нужно, чтобы полноценно изучить историю и что в данном случае значит «полноценно»? Нужно ли это в ситуации массового бакалавриата всем? Чтобы человека отправить в мир с историческим образованием, могло бы хватить и четырёх лет. Переход на пятилетний бакалаврский стандарт позволяет нам выпустить специалиста, не только обладающего хорошими социальными компетенциями, но и умеющего решать широкий спектр проблем.  

Пятилетнее образование будет состоять из нескольких блоков. Первый и второй годы обучения направлены на изучение базовых общеобразовательных и общегуманитарных курсов и получение начального профессионального образования;  третий год рассчитан на развитие фундаментальных и профессиональных компетенций в сфере Digital Humanities, а так же изучение вводных курсов академического и практического треков. На четвертом и пятом - студентам будут преподавать курсы общего профессионального цикла и специализации по трекам: академическому («Глобальная и сравнительная история») и практическому («Историческое и культурное наследие в современном мире») с фокусом на Санкт-Петербург, с выходом на музеи, медиа, где исторический контекст необходим.  

Пятилетний бакалавриат должен способствовать развитию фундаментального профессионального цикла, спецификации обучения и его интернационализации. Дополнительный год пойдет на повышение качества образования. Программа становится одновременно более исторической и более ориентированной на профессиональную реализацию выпускников.