Lab project: стажеры-исследователи о лаборатории теории игр и принятия решений
В новом интервью Nota Bene Journal узнал у Ксении Адаевой и Виталии Елисеевой, стажеров-исследователей лаборатории теории игр и принятия решений, как начать заниматься научными исследованиями еще в бакалавриате и можно ли успешно совмещать работу в лаборатории с учебой.
N.B.: Как вы попали в лабораторию и кем там работаете?
Ксения: Формально я являюсь менеджером, а не стажёром-исследователем. Но наш заведующий всё равно считает меня стажёром-исследователем, и я планирую к концу года занять эту должность. Я попала в лабораторию благодаря тому, что на первом курсе магистратуры начала писать курсовую работу под руководством Александра Нестерова. В сентябре 2017 года предыдущий менеджер лаборатории Юлия Ибрагимова уехала на семестр учиться по обмену, соответственно, им нужен был новый менеджер. Я согласилась заменить Юлю до декабря, но сложилось так, что пока я работаю здесь основательно. Я втянулась, и мне очень понравилось. Самое главное, что меня привлекает — это наш замечательный коллектив. У нас очень здорово, дружно и интересно.
Виталия: На втором курсе мы с одногруппниками ходили на своеобразную «экскурсию» в лабораторию теории игр, где нам посоветовали книгу Алвина Рота «Who gets what and why». Прочитав её летом, я была впечатлена тем, как создание механизма и соответствующее улучшение логистики позволило создать рекордную цепочку последовательных трансплантаций почек из 68 человек. Поступления в школы и университеты, распределение в больницы выпускников медицинских специальностей – все эти примеры казались мне очень жизненным и интуитивно понятным применением теоретической экономики. Поэтому на третьем курсе я пришла к Александру Нестерову с самостоятельной идеей модели рынка «Блаблакар» в России и уже весной оказалась приглашена в лабораторию стажёром-исследователем.
N.B.: Какие у вас научные интересы?
Ксения: Я занимаюсь поведенческой и экспериментальной экономикой. Совместно с Александром Нестеровым мы проводим эксперименты со студентами-медиками и заставляем их играть в игру Диктатор, чтобы проверить насколько медики альтруистичнее экономистов. То есть мы параллельно проводим эксперименты с медиками и с экономистами, а затем сравниваем результаты. Если в двух словах, то это про альтруизм и information avoidance. По предварительным результатам мы не обнаружили значительной разницы, хотя там и есть интересные находки, и проект будет продолжаться этой осенью.
Виталия: В этом году я изучаю механизм распределения выпускников школ по университетам согласно результатам ЕГЭ. От традиционного в литературе механизма Гейла-Шепли он отличается малым количеством итераций – в России всего лишь две волны поступления, а также тем, что студенты не ранжируют университеты. Есть идея собрать реальные данные из списков поступающих, но это пока только в проекте и произойдёт не раньше лета.
N.B.: Как вы думаете, каким образом лаборатория может помочь начинающему исследователю в долгосрочном плане?
Ксения: В этом году у нас будет целых четыре постдока — свежеиспеченных кандидата сразу после PhD. Соответственно, они делятся своим опытом учёбы и помогают на всех этапах. То есть это и моральная поддержка, и поддержка в исследованиях и связях, а также в выстраивании дальнейшего трека.
Виталия: В лаборатории работает много сотрудников, и все с радостью готовы уделить тебе время, чему-то научить и что-то показать. В итоге оказывается, что если ты регулярно обитаешь в районе лаборатории, то суммарный поток информации даже больше, чем ты успеваешь воспринять. На семинарах ты учишься работать с доской и планировать визуальную подачу материала заранее, набиваешь шишки на первых выступлениях перед лабораторией, отвечаешь на вопросы и объясняешь всё с начала, если непонятно. Твоя основная аудитория – сотрудники и постдоки, которые априори умнее и опытнее тебя. И твоей задачей становится не только попытка дотянуться до них и понять их обсуждение презентуемых тобой идей, но и убедить их в новизне твоей проблемы. На практике это становится настоящим интеллектуальным вызовом. На выходе с семинара тебе может казаться, что ты стал только более запутавшимся, чем был до него, но в долгосрочной перспективе именно это даёт рост и развитие.
N.B.: Студентам, которые хотят прийти в лабораторию, интересно, сколько времени может занимать исследовательская деятельность и смогут ли они комбинировать ее с учебой?
Ксения: Стажёры, которые учатся в Вышке, отлично совмещают учёбу и работу стажёром в лаборатории и учувствуют во всех наших семинарах и мероприятиях. Виталия с Маргаритой – яркий тому пример. Если вы учитесь не в Вышке, то можно посещать только семинары и мероприятия и дистанционно участвовать в местных проектах с нашими сотрудниками.
Виталия: Очень удобно, что лаборатория находится в том же корпусе, где у меня проходят пары. Я просто провожу в лаборатории всё свободное от пар время, чаще всего делаю здесь домашние задания. Очень важно находиться в физической близости к тем, кто занимается похожим делом. Тогда и простой ланч может превратиться в продуктивное обсуждение идей или спонтанный elevator pitch.
N.B.: Проводит ли лаборатория конференции или воркшопы?
Ксения: Лаборатория проводит конференции каждый год, а периодически проводятся летние школы для студентов. В августе у нас была международная конференция «Algorithmic Aspects of Social Choice and Auction Design», а следующая запланирована на июль 2019 года. Мы уже начали подготовку и определяем список спикеров, это будет одновременно и конференция, и летняя школа. Периодически проводим воркшопы внутри лаборатории, когда приезжает наше руководство, и мы обсуждаем текущие проекты сотрудников.
N.B.: Как можно узнать об этих мероприятиях?
Ксения: Вся информация есть на сайте лаборатории. Также у нас есть замечательный календарь экономических событий в Петербурге. Там отражаются конференции и семинары, не только наши, но ещё и Европейского университета. Вы можете найти и календарь и Гугл-таблицу с зарубежными и российскими конференциями и летними школами в 2018 году в разделе «полезные ссылки».
Наверное, самый хороший способ студенту приблизиться к лаборатории — это начать ходить на наши семинары и мероприятия, чтобы познакомиться с тем, чем, собственно, мы занимаемся. Для того, чтобы попасть в рассылку, нужно написать мне на почту xeniya.adayeva@gmail.com.
Легко ли из физика стать экономистом, над какими фундаментальными и прикладными проектами работают исследователи и можно ли стать часть Международной лаборатории теории игр и принятия решений? На эти вопросы Nota Bene Journal ответили Федор Сандомирский и Александр Нестеров.
Над интервью работали: Мария Гребенщикова, Максим Смирнов, Виталия Елисеева, Валерия Кука, Дарья Теплова.
Адаева Ксения Алексеевна
Международная лаборатория теории игр и принятия решений: Менеджер
Елисеева Виталия Владимировна
Международная лаборатория теории игр и принятия решений: Стажер-исследователь