Lab project: стажеры-исследователи о лаборатории теории рынков и пространственной экономики
Ребята из Nota Bene Journal запустили проект про научные лаборатории Питерской Вышки! В первой статье Мария Гребенщикова и Максим Смирнов, стажеры-исследователи лаборатории теории рынков и пространственной экономики, рассказали, как попали в лабораторию, над какими проектами работают и чем собираются заниматься дальше.
N.B.: Маша, расскажи, пожалуйста, что мотивировало тебя пойти в эту лабораторию?
Началось всё с того, что на первом курсе я познакомилась с Сергеем Гелиевичем Коковиным, нашим академическим руководителем. Мы часто разговаривали о том, как студент нашей ОП может стать частью научного сообщества: какие у нас есть лаборатории, исследовательские возможности, как лучше выстроить свой академический трек.
На втором курсе Сергей Гелиевич предложил мне стать стажёром-исследователем в лаборатории теории рынков и пространственной экономики, а в конце учебного года пригласил меня и Максима Смирнова на ежегодную конференцию «Теория рыночных структур и пространственная экономика». Именно на ней сформировалось наше представление о всех направлениях исследований лаборатории: urban economics, spatial economics, international trade, two-sided markets и др.
Кроме того, лаборатория международная, и это не формальность. Обсуждение исследований ведутся и с Жаком Тиссом, и с Кристианом Беренсом, и с Ясу Мурата. Это очень помогает оставаться в контексте недавних рисёчей и в дальнейшем развитии собственных проектов.
N.B.: Над каким проектом ты работаешь?
Начнём с того, что каждый стажёр-исследователь прикрепляется к научному руководителю, сотруднику лаборатории и подключается ко всем его проектам. В моем случае руководителем оказался очень опытный эмпирик — Давид Варданович Гомцян.
Я уже успела поработать над данными в нескольких проектах. Первое, что мне предложил Давид Варданович, это изучать ночной свет. С 1992 года спутники NASA фиксируют изображения Земли в тёмное время суток. Почему тёмное время суток? Потому что можно захватить огни городов, крупных трасс, мерить их интенсивность во временном разрезе. Почему именно свет? Потому что это прокси для экономической активности. Например, города светятся ярче, чем какие-либо другие объекты спутниковой карты. И, конечно, изображения очищают от лесных пожаров, северного сияния, мест добычи. Зачем изучать динамику интенсивности света, когда есть такие показатели, как ВВП? Это нужно, в первую очередь, для анализа экономического развития тех стран и регионов, у которых необходимые данные плохо или вообще не собираются. И мы можем их получить с помощью детализированных спутниковых изображений.
Другая идея для нового проекта была обсуждена совсем недавно, мы собираемся анализировать дисперсию заработной платы в условиях gig economy.
N.B.: А есть какой-то определённый набор навыков, которыми необходимо обладать, когда ты начинаешь работать в лаборатории?
В первую очередь, обработка и анализ данных: чем большим инструментарием вы обладаете, тем быстрее и эффективнее решаются задачи. Это может быть R, Python, QGIS (для пространственных данных).
Кроме того, должна быть хорошая успеваемость по основным предметам. Для эмпирических исследований в большей степени важно знать эконометрику и статистику.
И, конечно, уметь учиться самостоятельно. Важно понимать, что в лаборатории стажёр-исследователь работает над множеством задач, к которым не прилагается руководство к действию.
N.B.: Какие навыки ты приобрела уже непосредственно при работе в лаборатории?
Во-первых, научилась лучше работать с данными: самостоятельно находить, обрабатывать и анализировать, учитывая особенности экономических исследований.
Во-вторых, начала разбираться в научных статьях и журналах: какие стоит читать, а какие нет.
В-третьих, изменился подход к исследованиям. К сожалению, а может быть даже к счастью, мой первый проект не удался: та гипотеза, в которой мы были уверены, не получила подтверждения в собранных данных, никаких значимых коэффициентов. Но чем это хорошо? Тем, что я теперь понимаю, почему работа над исследованием — это длительный процесс, а еще что не всё то, за что ты берешься, обязательно даст тебе такой же output, какой input ты туда вложил.
N.B.: Чем работа над проектами в лаборатории могут помочь тебе в будущем?
Через лабораторию ты непосредственно интегрируешься в научное сообщество, узнаешь как оно на самом деле устроено. Это дает представление об академическом треке, который я планирую выбрать после бакалавриата.
Если удается реализовать исследовательский проект, то первым делом можно презентовать его перед сотрудниками лаборатории и получить фидбек. А потом, если исследование хорошее, выступить на конференции. Наша лаборатория является организатором ежегодной конференции “Теория рыночных структур и пространственная экономика”, а также сессии на Апрельской международной научной конференции. Это значит, что твоя презентация попадет в нужную секцию, где люди знают контекст, следовательно, больше вероятность получить ценные комментарии.
Во время работы над проектом, прокачиваются не только hard skills, но и так называемые academic soft skills, что не менее важно для существования в научном комьюнити.
N.B.: Расскажи, как проходит твой рабочий день в лаборатории.
Он зависит от задач, которые решаю в рамках проекта. Это может быть работа с данными, чтение статей, а также обсуждение новых идей или текущих проектов (особенно во время ланча).
Не могу сказать, что он начинается с того момента, как я захожу в двери лаборатории и заканчивается в тот момент, когда из неё выхожу. Идеи могут приходить в самых неожиданных местах. А с данными можно работать и в автобусе, по пути в лабу, потому что хочется закончить побыстрее, получить первые результаты. Это интригует!
N.B.: Можешь описать атмосферу в 3-х словах?
Продуктивная, интеллектуальная и мотивирующая.
N.B.: Что тебе нравится в лаборатории?
Friendly environment! Как я уже сказала, в лаборатории ты можешь развиваться эффективнее, чем наедине с самим собой. Тут работают люди, которые прошли похожий путь, и они знают, куда тебя направить. А ещё мы находимся в прекрасном месте, на Набережной канала Грибоедова! Работать здесь очень приятно.
N.B.: Максим, теперь твоя очередь. Расскажи, пожалуйста, как ты пришел к тому, что хочешь заниматься наукой, и как ты оказался в лаборатории теории рынков и пространственной экономики?
Мне интересно, как функционирует такая экономическая единица, как город. В начале второго курса я начал читать научную литературу по этой теме и постепенно погружаться в тему urban economics. Прошлой весной к нам приезжал профессор из Рочестерского университета Уильям Томсон, и после одной из его лекций моя коллега, Маша Гребенщикова, познакомила меня с Сергеем Гелиевичем Коковиным, который является ведущим научным сотрудником нашей лаборатории. Мы с ним обсудили возможность моего участия в проектах по экономике города, я объяснил, почему хочу этим заниматься, и через какое-то время я официально стал стажёром лаборатории.
N.B.: Почему ты выбрал именно эту лабораторию?
Как я говорил ранее, мне интересна экономика города и экономика регионов: как экономическая активность распределена с точки зрения пространственной структуры и почему она распределена именно так. Поэтому-то я и пришёл в лабораторию пространственной экономики.
N.B.: Над каким проектом ты сейчас работаешь?
Сейчас у нас есть большой проект с крупной сетью булочных. Мы помогаем определить спрос в конкретных магазинах в зависимости от целого ряда факторов. Работа очень интересная, прикладная, требующая внимания к деталям и свежих идей. В дальнейшем мы будем рассматривать их ценовую политику и, возможно, займёмся консультированием с точки зрения расположения новых точек.
N.B.: Ты пришёл в лабораторию на достаточно раннем этапе, то есть на втором курсе. Расскажи, какие навыки и качества, приобретенные ранее, пригодились тебе здесь?
Наверное, самый полезный навык, который мне здесь пригодился, — это навык обработки данных. В моих проектах обычно приходится работать с очень большими массивами данных, которые не всегда представлены в том виде, в котором нам хотелось бы. Соответственно, если их обрабатывать руками, это займет очень много времени, а с помощью определенных средств, с помощью r-studio, например, можно обрабатывать данные достаточно быстро и удобно. А если в процессе возникла какая-то ошибка, можно немного подправить код, и всё наладить.
N.B.: Приобрёл ли ты для себя какие-то полезные навыки в процессе работы в лаборатории?
Во-первых, в лаборатории я более-менее подробно изучил современную теорию городской экономики. Здесь для этого больше возможностей, и на мои несистематизированные знания хорошо легла формализованная теория, устранив белые пятна, в том числе в базовых концептах.
Я лучше научился работать, опять же, с большими данными: продвинутые методы плюс практика.
Но самое главное, что я хотел бы подчеркнуть, это то, что в лаборатории можно встретить много исследователей с широким кругом интересов. Например, тех, которые интересуются теми же проблемами, что и я, а также и тех, которые занимаются смежными областями. Например, у нас есть исследователь из Амстердамского свободного университета Ханс Костер, который проводит эмпирические исследования высокого уровня по экономике города. У него есть исследования по рынку съемных квартир, по оценке политики городского планирования. Взаимодействие и общение с другими исследователями, обмен идей, обратная связь от коллег — это для меня наиболее важно.
N.B.: Поговорим теперь непосредственно о лаборатории. Что тебе нравится?
Мне нравится то, что у нас международная и разнообразная среда. Как я уже говорил, исследователи из разных университетов мира, эмпирики и теоретики, изучающие очень широкий круг тем (благо лаборатория и теории рынков, и пространственной экономики), общаются друг с другом, и в результате такого синтеза мыслей появляются исследования высокого уровня. Кроме этого, ты начинаешь лучше понимать не только своих коллег, но и свой собственный рисёч, расширяется общий кругозор. В итоге, приходит более полное понимание экономики в целом.
N.B.: Чем лаборатория может помочь тебе в дальнейшем?
Для меня лаборатория это, во-первых, способ прокачать как soft skills, так и hard skills. Здесь работают люди, которые хорошо разбираются в том, что они делают, у которых большой опыт. Для меня очень ценно с ними работать. Более того, лаборатория — это возможность под новым углом взглянуть на академическую сферу, потому что обычно студенты об академии знают очень немного. Участие в проектах лаборатории — это такой способ больше узнать об этом и, возможно, понять, действительно ли вам нравится научная работа.
N.B.: Ты говорил, что работаешь здесь над проектом. Опиши, пожалуйста, свой рабочий день в лаборатории.
Обычно мой рабочий день проходит большей частью за обработкой данных, за проверкой каких-то рабочих гипотез и за чтением статей. Например, пока я ехал в метро, мне в голову пришла идея относительно того, как дальше вести проект. Я должен её проверить, затем я могу пойти почитать какие-нибудь учебники, какие-нибудь книжки и статьи. Вообще, сложно говорить о рабочем дне, потому что Академия — это процесс скорее непрерывный. Пришел домой после учебы, снова взглянул на данные для проекта, на построенную модель. Понял, что можно улучшить. И тогда вечером снова начинается «рабочий день».
N.B.: Сколько времени занимает работа здесь? Всё-таки ты совмещаешь с учебой.
Сейчас так получается, что практически всё свободное время, которое остается после учёбы, я занимаюсь проектами в лаборатории. На мой взгляд, если проект тебе нравится, то ты не считаешь, сколько часов ты за ним провёл.
N.B.: Теперь поговорим об атмосфере. Как происходит коммуникация между руководителями, сотрудниками и стажерами?
Чаще всего мы все видимся здесь, в помещении лаборатории. У нас есть прекрасная кухня, куда мы можем прийти, обсудить какие-то вопросы, связанные с работой или не с работой. Учитывая то, что у нас есть исследователи, которые работают за рубежом, активно переговариваемся по интернету. Вот недавно Вера Ивановна Иванова и Филипп Анатольевич Ущев уехали на год в Австралию. Они всё ещё ведут здесь некоторые проекты, и мы с ними связываемся как раз по интернету.
N.B.: И под конец. Опиши, пожалуйста, атмосферу в лаборатории в 3-х словах.
Рабочая, мотивирующая и уютная.
Хотите узнать, над какими задачами работают ведущие сотрудники лаборатории, как проходит рабочий день академического исследователя и можно ли стать стажером-исследователям, учась в бакалавриате? Об этом на страницах Nota Bene Journal рассказали Сергей Коковин и Андрей Салтан.
Над интервью работали: Мария Парамей, Мария Гребенщикова, Максим Смирнов, Алина Дмитриева, Елизавета Михайлова.
Гребенщикова Мария Сергеевна
Лаборатория теории рынков и пространственной экономики: Стажер-исследователь
Смирнов Максим Алексеевич
Лаборатория теории рынков и пространственной экономики: Стажер-исследователь