Молодежные сообщества Дагестана
Сотрудники Центра молодежных исследований изучили способы социализации дагестанской молодежи и разобрались в том, какие увлечения поощряются дагестанским обществом, а какие считаются девиантными.
Елена Омельченко, Святослав Поляков и Алина Майборода из Центра молодежных исследований изучили* молодежные сообщества Махачкалы и на примере уличных воркаутеров и фанатов аниме рассказали о процессе взросления и социализации в контексте дагестанской действительности. Статья опубликована в журнале Cultural Studies.
В современном мире процесс взросления сильно индивиуализирован и в меньшей мере зависит от солидарностей, которые формируются на основе класса, занятости, национальности. Молодые люди взрослеют, конструируя собственные стили жизни и включаясь в сообщества, которые они выбирают сами на основе индивидуальных культурных предпочтений. В России начала нулевых важную роль в формировании таких сообществ играло различие между «нормальной» и «продвинутой» молодежью. Основанием для поляризации было отношение молодых людей к культуре западных стран и ее репрезентации в своем поведении и внешнем виде.
Сегодня, говоря о российских городах, социологи отмечают, что пространства молодежных культур стали более фрагментарными, а формирование групповой идентичности усложнилось. Связывают это с возросшей ролью информационных технологий и диджитализацией повседневной жизни. Помимо этого, на формирование молодежный культур повлияло усиление давления на молодых людей со стороны властей, возврат к консервативной риторике на официальном уровне, а также геополитическая и идеологическая конфронтация с Западом.
Для обозначения жизни молодежного сообщества в совокупности внешних факторов городского контекста, социологи используют категорию «сцена».
Сцена — это локальный социальный мир, выступающий в качестве среды для городской идентичности и солидарности, основанный на ценности самовыражения, схожем образе жизни участников и общей культурной чувствительности.
Авторы исследования на примере уличных воркаутеров и аниме фанатов Махачкалы, двух весьма полярных городских сцен, продемонстрировали, как на периферии глобализированного мира формируется и воспроизводится молодежная идентичность.
Городской контекст
В 1990-е годы Махачкала, как и многие другие города России, в связи с распадом Советского Союза переживала деиндустриализацию и экономические потрясения. Значительно вырос уровень безработицы и усилилась поляризация общества по финансовым показателям. Многие горожане, преимущественно работники интеллектуального труда, покинули регион. А в Махачкалу стали переезжать жители сельских районов республики.
По этническому составу столица Дагестана всегда считалась одной из самых разнообразных. Ее населяют более 30 этнических групп, в том числе аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, русские и др. Важную роль в городе и регионе играет религия. После развала СССР Дагестан стал центром реисламизации. Наблюдался быстрый рост исламских институтов и десекуляризация повседневной жизни. Коммунистическая идеология утратила доминирующую позицию, и религия восстановила свой статус официально одобряемой веры и обязательного компонента «нормальной» жизни.
Этническая и религиозная «инаковость» усиливается за счет того, что за границами республики образ Дагестана и его жителей нередко представляется агрессивным и опасным. Из-за чего молодые дагестанцы сталкиваются с дискриминацией при устройстве на работу, найме жилья или взаимодействии с представителями власти.
Внутри республики большинство молодых людей (70%) после окончания вузов остаются финансово зависимыми от родителей из-за высокой безработицы. Сложности с трудоустройством сказываются и на их способах социализации.
Опрос 800 студентов и школьников старших классов Махачкалы показал, что самыми популярными сценами города считаются футбольные фанаты (25,9% ответов респондентов), уличные воркаутеры (20,1%), «активные мусульмане» (18,5%), поклонники настольных игр (18,3%), велосипедисты (15,7%) и поклонники езды на машинах с заниженной посадкой (движение БПАН) – 7,2%. К фанатам аниме причислили себя только 6,6% респондентов. Однако, коммуникативная вовлеченность в эту сцену выше. 28,9% опрошенных отметили, что их друзья являются поклонниками аниме культуры, а 35,7% сказали, что знают о существовании такой сцены в Махачкале, но сами в ней не участвуют.
Уличные воркаутеры
Это сцена объединяет молодых мужчин в возрасте от 14 до 25 лет, в основном, представителей сельско-городской молодежи. Их можно охарактеризовать низким уровнем дохода и культурного капитала. Многие участники сцены учатся в школе или вузе, поэтому численность сообщества варьируется в зависимости от сезона: 60-100 человек летом, 15-20 — зимой. Юноши собираются на открытой районной спортивной площадке. Старшие и более опытные участники сцены устраивают бесплатные тренировки для остальных воркаутеров. Занятия включают отжимания, подтягивания и различные упражнения на турнике и брусьях.
В городе отношение к уличному воркауту уважительное. Сцену ценят за то, что, с одной стороны, молодые люди развивают физическую силу и воспитывают дух, с другой — позволяют конструировать «сильную» маскулинность без необходимости проявлять агрессию. Более того, воркаутеры занимаются просветительской деятельностью. Они ездят по селам с лекциями и мастер-классами о здоровом образе жизни. Они также делают видео со своих тренировок и выкладывают их в социальные сети.
Сами воркаутеры воспринимают свою деятельность как отдушину, своего рода выход из ситуации маргинальности. Для участников сцены в возрасте 21-25 лет и финансово зависимых от родителей, деятельность в рамках сцены стала субститутом профессии. Это источник личного самоуважения и уважение общества. В Дагестане, где подчеркивается внимание к вопросам чести, достоинство – важный аспект мужского самоопределения.
В перспективе воркуетеры хотели бы получить финансовую поддержку своего сообщества со стороны властей. Это позволило бы им реализоваться профессионально.
Аниме фанаты
Участники этой сцены — в основном школьники и студенты творческих профессий, преимущественно девушки. Объединяет их увлечение японской анимацией. Сформировалась сцена благодаря знакомству любителей аниме через социальные сети и фестиваль японской и корейской культуры в Махачкале.
До недавнего времени этот фестиваль проводился ежегодно и был площадкой для творческого развития молодежи. Специально для него участники сцены шили костюмы и перевоплощались в любимых аниме персонажей (косплеили), а также разыгрывали сценки, исполняли саундтреки и каверы. В остальное время участники больше общаются виртуально.
Для фанатов аниме характерно миролюбие. Они ориентированы на гендерное равенство, отказ от ксенофобии, принятие мигрантов. Опрос в четырех городах России показал, что аниме сцена —самая толерантная из всех молодежных сообществ. Однако в Махачкале немногие разделяют увлечения и ценности аниме фанатов.
Среди местных жителей распространено убеждение, что аниме - это проявление девиантного поведения, вызванное влиянием иностранных культур. В обществе порицается окрашивание волос в яркий цвет и ношение одежды, отличающейся по стилю от общепринятой. В последнее время консервативные настроения особенно усилились.
Для участников сцены такое отношение окружающих ставит их перед трудным выбором. С одной стороны, хочется отстоять легитимность молодежной культуры и доказать ее безвредность, учитывая, что аниме общемировое явление, а косплей — часть современной популярной культуры. С другой — аниме фанаты постоянно подвергаются гонениям со стороны уличных хулиганов и консервативно настроенных жителей Дагестана. Порой хулиганы используют силовые методы в отношении участников сцены.
Немаловажное значение имеет отношение к аниме фанатам их родных. Не всех участников сообщества дома поддерживают. Некоторые родители считают, что это следствие неправильного воспитания. Поэтому они запрещают детям смотреть аниме, красить волосы, участвовать в фестивалях. Существует стереотип, что аниме каким-то образом связано с ЛГБТ-комьюнити, и это воспринимается особенно болезненно. В то же время встречаются родители, которые полностью одобряют увлечение детей, понимая, что просмотр аниме ничуть не опаснее комиксов или фильмов. Они считают сцену пространством взросления молодых людей и площадкой для профессионального развития в области дизайна, живописи, иллюстрации и музыки.
Неодобрение со стороны родных и дагестанского общества в целом, а также усталость от постоянной борьбы приводят к тому, что некоторые покидают сцену или начинают скрывать свои увлечения. Другие планируют переезд в другой регион (в основном, в Санкт-Петербург). Кроме того, в Дагестане большое значение имеет воля родителей, и сильно развито социальное давление. Девушкам, достигшим 19-21 года, навязывают скорейшее замужество. И это тоже становится одной из причин того, что участница покидает сцену и начинает новый этап жизни.
*Исследование проведено в рамках проекта «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» при поддержке Российского научного фонда.
Источник: IQ.HSE