В поисках счастья приходите в Питерскую Вышку
Как это ни странно, но высшее образование может не только дать ответ на вопрос, в деньгах ли счастье, но и вообще позволить по-другому взглянуть на мир. Об этом и не только много говорили на Зимней школе в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург 17 и 18 февраля.
Практически все, кто нас окружают, ведут себя стратегически, что означает, что мы все принимаем решения, учитывая решения окружающих нас людей. При этом мы все стараемся максимизировать свое благосостояние, качество жизни и вообще радость от принимаемых решений и, как следствие, выступаем в качестве эгоистичных акторов. Природу таких взаимодействий изучает теория игр.
В рамках секции магистерской программы «Прикладная экономика и математические методы» заведующий Международной лабораторией теории игр и принятия решений Федор Сандомирский представил участникам Зимней школы «Теорию игр на каждый день».
Почему автомобилисты паркуются на газонах, а в морях истощаются запасы рыбы? Какую ставку делать в аукционе? Почему мужчин примерно столько же сколько женщин?
В каких-то ситуациях теория игр может рекомендовать некие правила для взаимодействия, то есть то, как можно было бы что-то поменять, чтобы исход стал оптимальным. Это так называемая область дизайна механизмов, который сейчас активно применяется на практике от дизайна аукционов до проектирования новых рынков или механизмов перераспределения молодых докторов и юристов по их первым работам. За подобный дизайн рынков Элвин Рот (Alvin Roth) и Ллойд Шепли (Lloyd Shapley) получили Нобелевскую премию в 2012 году. Они написали работу по созданию соответствия между спросом и предложением во всем – от одиноких мужчин и женщин до доноров органов и их получателей.
Резюме: в каких-то ситуациях теория игр позволяет и подсказывает правильные решения, которые нужно принимать самим участникам. Однако, к сожалению, есть ситуации, когда правильные решения в некотором смысле отсутствуют, потому что разворачивающаяся ситуация зависит не только от поведения одного из принимающих решение участников процесса.
В поисках счастья
Можно, конечно, положиться на такую науку, как антропология, чтобы больше понять о поведении людей и их восприятию счастья. «Традиционный антропологический хлеб – это полевая работа, то есть мы изучаем сообщество людей, мы живем среди людей, которых мы изучаем. И в этом плане мы были бы похожи на шпионов, если бы при этом мы не говорили людям, что мы их изучаем», – сказал в своем комментарии после выступления в секции «Прикладная и междисциплинарная история» на Зимней школе доцент Николай Ссорин-Чайков. Он также отметил, что в России антропология рассматривается как составная часть исторической науки, для изучения которой мы располагаем весьма обширными ресурсами – архивами, музейными коллекциями. А в магистратуре НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург вообще выработан междисциплинарный подход к изучению этой дисциплины, что открывает абсолютно новые горизонты и возможности перед студентами.
Взглянуть на мир по-другому
Российский писатель, журналист и сценарист Андрей Константинов предложил тем, кто захочет открыть в себе дополнительные способности, поступать на «Востоковедение»: «Человек, который знает больше двух языков, и если хотя бы один из них восточный, по-другому видит мир, по-другому говорит, у него намного шире кругозор, у него аллюзивный ряд намного шире, он просто более конкурентоспособен. В конце концов, он быстрее думает. Это связано с тем, что восточные языки, восточные культуры совершенно не похожи на европейскую культуру и европейские языки. И, осваивая это, ты задействуешь те области мозга, которые до того просто не были задействованы и, грубо говоря, у тебя получается (если сравнивать голову с компьютером) компьютер большей мощности. Востоковедение – это уникальное упражнение».
В деньгах ли счастье?
Эдуард Понарин, профессор, заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ, выступившей на Зимней школе в секции «Современный социальный анализ», считает, что деньги, конечно, имеют значение, но не все так просто.
Для людей, родившихся в разные годы, ощущение счастья отличается. Старшие поколения более несчастливы, чем младшие. Это связано с тем, что старшие были воспитаны в Советском Союзе и впитали социалистические ценности. Нынешняя система кажется им неприемлемой, в то время, как молодое поколение выросло в этой новой системе, она кажется им естественной, они чувствуют себя в ней, как рыба в воде, и поэтому являются более счастливыми.
Эдуард Понарин обратил внимание на то, что где-то с 2008 года существует интересное расхождение в двух компонентах индекса субъективного благополучия, а именно счастья и удовлетворенности жизнью. Счастье – это такая одномоментная и скорее эмоциональная оценка своего состояния, в то время, как удовлетворенность жизнью это более долгосрочная и рациональная оценка своего состояния. Профессор подытожил: «Мы видим, что в 2008 году, когда прекратился экономический рост, наблюдается любопытная тенденция – экономическая стагнация, а потом даже и падение уровня жизни, а счастье продолжает расти, в то время, как субъективная удовлетворенность жизнью все-таки падает. Экономический кризис 2008 года совпал с маленькой победоносной войной в Грузии. И видимо, когда невозможно повышать свое счастье за счет роста экономики, такие факторы, как национальная гордость начинают играть большую роль. И мы видим, как, в конце концов, на замену старым социалистическим ценностям сначала пришли либеральные ценности, но от них довольно быстро отказались. А на смену либеральным ценностям приходят националистические».