• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург развивает образовательное пространство России и Казахстана

В Питерской Вышке учится немало студентов из Казахстана, которые выбирают этот вуз как достойную альтернативу дорогостоящему образованию в Европе или США. 30-31 октября в рамках гранта по федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016-2020 годы Министерства образования и науки РФ НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург провел двухдневный семинар «Университеты и современные мегаполисы: навигатор по образовательному пространству России и Казахстана» для студентов и преподавателей Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева в Астане.

В рамках семинара студенты и преподаватели Евразийского национального университета в Астане получили актуальную информацию о месте российских университетов в глобальном академическом пространстве и о современных вызовах, которые стоят перед образовательными учреждениями.

Вызовы и характерные черты времени

Участники семинара обсудили место России в глобальном научно-образовательном пространстве. Заместитель директора Учебного центра подготовки руководителей Светлана Стрелкова рассказала о двух противоречивых фундаментальных вызовах, создающих проблемы для системы образования и отдельных университетов: массовизации высшего образования, приводящей к общему снижению качества образования, и глобальной экономике знаний, ориентирующейся на глобальную циркуляцию идей и талантов.

Небольшой экскурс в историю российского образования и актуальные тенденции его развития сделала старший преподаватель департамента прикладной политологии Елена Вандышева.

Она объяснила участникам семинара, что для советской модели высшего образования характерны территориальная централизация, отраслевая подведомственность, «распределение» выпускников по рабочим местам, разделение исследовательской и учебной составляющих, идеологизированность образования (в особенности в общественных науках).

Современному образованию в России в числе прочих черт свойственны коммерциализация, рост численности вузов, «дипрофессионализация», отток выпускников в другие регионы. Таким образом, наблюдаются сразу несколько результатов отхода от советской модели. Так отказ от распределения привел к отрыву образования от производственных запросов. Отсутствие репутационных рыночных механизмов подстегнуло рост числа университетов и падение спроса на профессиональное образование. Искусственное разделение образовательной и исследовательской составляющей частично сохранилось.

Формировании компетенций будущего

Логичным ответом на вопрос, как развивать образование, стало еще одно выступление Светланы Стрелковой, в котором она рассказала о формировании компетенций будущего и о новых требованиях к повышению квалификации современного преподавателя университета в системе дополнительного профессионального образования.

В современном мире университет объединяет в себе несколько важных ролей –  точки притяжения талантов, центра инноваций и развития городской среды. Старший преподаватель департамента иностранных языков НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Екатерина Кузнецова представила в своем выступлении ряд олимпиад, дающих существенные льготы абитуриентам Питерской Вышки, при чем, не только российским. В частности, Олимпиада НИУ ВШЭ для студентов и выпускников дает победителям льготы при зачислении в НИУ ВШЭ на магистерские программы, а участие в ней свободное и бесплатное независимо от гражданства.

Олимпиада «Я – профессионал» дает возможность бакалаврам, специалистам и магистрам независимо от гражданства поступать в магистратуру или аспирантуру ведущих вузов РФ без экзаменов и проходить стажировку в крупных компаниях.

Казахские коллеги приняли делегацию Питерской Вышки в лучших традициях казахского гостеприимства, познакомили с кампусом Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева и показали музеи, организованные на его базе.