Шаги к успеху
Завершилась программа мероприятий Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге по подготовке школьников к самостоятельному выбору будущей сферы деятельности. Время вспомнить реализованные проекты и охарактеризовать опыт, полученный школьниками от участия в них.
В основе конкурсов факультета довузовского образования лежит не только и не столько выбор профессии, сколько коллективная или индивидуальная деятельность по уточнению содержания этого выбора, определению собственных сил и возможностей. Это бесценный опыт, который обязательно пригодится в жизни любого человека.
На развитие индивидуальных творческих способностей нацеливают учеников конференция исследовательских работ "Молодые исследователи", литературный конкурс "Каждый пишет, как он слышит".
Для подготовки к конкурсу исследовательских работ ребята проходят большой путь самостоятельной подготовки. Старшеклассники учатся самостоятельно выбирать темы исследования, ставить цели, искать пути решения поставленных задач, письменно и устно оформлять результаты исследований. По мнению участников, наибольшие трудности вызвали разработка гипотез, классификация полученных данных. Но в этом им помогают наставники – учителя, сверстники и родители. Обращает на себя внимание тот факт, что учитель утрачивает монополию на информацию, и ученики общаются между собой содержательно не меньше, чем с учителями.
Литературный конкурс "Каждый пишет, как он слышит" дает возможность испытать свои способности в разнообразных номинациях: «Эссе», «Буктрейлер», «Пародия», «Фанфик», «Я-автор», «Рецензия на произведение или спектакль». 12 апреля при подведении итогов конкурса в «Академии талантов» демонстрировались образцы лучших работ учащихся, анализировались удачные творческие находки авторов. Свои стихи прочла участникам встречи председатель жюри конкурса, член Союза писателей Санкт-Петербурга А.С. Игнатова.
Опыт совместной деятельности участники проектов факультета довузовского образования приобрели через участие в конкурсах "Компас жизни", "Успешный выпускник", которые создавали атмосферу приобщения к взрослой жизни. Первый командный конкурс позволил его участникам увидеть и понять широкий круг социальных и личностных интересов молодого поколения, а решение ситуационных задач, посвященных разнообразным глобальным и частным проблемам (толерантности, борьбы с вандализмом, организации досуга и др.) осознать ответственность за принятие решений, важность предметных знаний школьной программы, социального опыта, умений их использовать в конкретной жизненной ситуации.
Совместная деятельность развивает командный дух, внутреннюю собранность, целеустремленность, однако во время конкурсов происходит и личностная оценка или переоценка внутренних качеств старшеклассника, проверка готовности каждого школьника к новому этапу взрослой жизни.
Таким образом, формат работы предлагает старшекласснику серьезную работу над собой, чтобы стать успешными.
Материал подготовлен заместителем директора по УР ГБОУ СОШ № 547 Красносельского района Санкт-Петербурга Грековой Л.В. и журналистами школьного пресс-центра Кудряшовой Полиной, 10б класс, Титовниной Елизаветой, 10а класс, Янченко Полиной, 9 б класс