По следам Третьего Конгресса учителей общественных дисциплин
25 марта 2017 года в стенах Санкт-Петербургского кампуса Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург) состоялся Третий Конгресс учителей общественных дисциплин регионов СЗФО РФ "Общественные дисциплины: ресурсы образовательного партнёрства".
Участниками Конгресса стали более 300 специалистов не только из Северо-Западных регионов Российской Федерации (областей: Архангельской, Вологодской, Калининградской, Псковской, Ленинградской; Республики Карелия), но и представители из других регионов (Саратовской и Самарской областей; Республик: Крым, Татарстан, Удмуртия; Алтайского края; Волгограда; Ямало-ненецкого автономного округа; Москвы и Московской области), а так же Эстонии.
В работе Конгресса приняли участие представители общего, высшего и постдипломного образования.
Замысел Третьего Конгресса учителей общественных дисциплин заключался в представлении результатов работы тех проектов, которые реализуются и ориентированы непосредственно на работу с учащимися и педагогами в рамках программы сотрудничества "Образовательное партнерство" Санкт-Петербурского кампуса Высшей школы экономики и учителей общественных дисциплин средних школ Санкт-Петербурга и других регионов России. Программа сотрудничества ориентирована на повышение качества образования в предметной области "Общественные науки".
Проблематика секций Третьего Конгресса полностью соответствовала реализуемым проектам, а содержание представленных на них различных видов практик для учащихся и педагогов, а так же форм и методов работы, которые могут найти применение в массовой практике изучения общественных дисциплин, будет представлено в следующем материале.
На пленарном заседании речь шла о событиях 1917 г. На вопросы учителей истории Санкт-Петербурга и других регионов России, сформулированных и присланных в оргкомитет в процессе подготовки к Конгрессу, отвечали ученые- историки трех поколений (Богуславский М.В., Семенов А.М., Котенко А.Л.) и ученые – методисты (Алексашкина Л.Н., Баранов П.А.). Модерировали дискуссию учителя истории и обществознания школ Санкт-Петербурга: Антонов К.И. и Бойко Т.Н.
Все вопросы, поступившие на Конгресс, были опубликованы и включены в информационно-аналитический бюллетень "Общественные дисциплины в школе. 1917 г.: вопросы учителей истории" с сохранением их авторства.
На примере конкретного исторического события была предпринята попытка ответить на вопрос о том, какие социальные перемены влияют или могут повлиять на изучение общественных дисциплин в общеобразовательной школе?
В процессе дискуссии ученые стремились не только изложить свою точку зрения на наиболее сложные вопросы истории, но и демонстрировали участникам пленарного заседания признание возможности плюрализма мнений относительно одного и того же исторического события и деятеля. Обращал на себя внимание факт, что мнения ученых – участников дискуссии, отличались и не всегда совпадали с позициями, изложенными в различных источниках исторической информации.
Общий вывод, который был сделан руководителем панельной дискуссии – профессором О.Е. Лебедевым – заключался в том, что ключевая проблема изучения исторического образования лежит в поле деятельности учителя, в самоопределении его педагогической позиции: либо жесткая ориентация на то, что учащиеся должны усвоить и то, что будет проверяться на экзаменах, либо стремиться к формированию у учащихся способности к самостоятельным, аргументированным суждения.
Дискуссия в рамках пленарного заседания Конгресса показала, что учителю следует избегать излишней категоричности оценок, сообщать учащимся о существовании различных точек зрения, оценок тех или иных исторических фактов.
Пленарное заседание Конгресса, по нашему мнению, способствовало определению позиций учителей в отношении изучения в школе событий 1917 года.
Отзывы участников Конгресса
Бакушина А.Н.,