• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Компетентный абитуриент – вместе решаем проблемы?

2 декабря НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург по традиции собрал директоров ведущих школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области в рамках ежегодного круглого стола. Заявленная тема "Компетентный абитуриент" – вместе решаем проблемы?" стала поводом в очередной раз задуматься о современных эффективных формах взаимодействия школ с вузом в деле подготовки будущих абитуриентов.

Неспроста местом проведения в этом году была выбрана новая проектная площадка образования, включающая в себя различные тематические центры и ориентированная на школьников средней и старшей возрастной категории ГБНОУ "Академия талантов".  В ходе мероприятия были затронуты такие аспекты формирования компетентных абитуриентом, как профессиональная ориентация учащихся, возможности школ и университетов, карьерные планы старшеклассников и варианты совместной работы общеобразовательной школы с вузом.

Все участники отметили необходимость более тесного сотрудничества высшей и общеобразовательной школ, взаимную заинтересованность в успешном результате подготовки выпускников старших классов к дальнейшему поступлению в вузы, а также необходимость искать новые варианты работы университетов с детьми.  

Третьяков Алексей Андреевич

директор Санкт-Петербургского губернаторского физико-математического лицея №30

 

«Мне кажется, самое главное, что школа может сделать в плане профориентации и становления будущих абитуриентов – дать прочные знания, без которых никакое высшее образование невозможно. Основная задача школы – дать человеку общее образование с тем, чтобы он потом уже реализовывал себя там, где это получится, в идеале – помочь ему раскрыть свои таланты, хотя бы показать направления, которые существуют и помочь найти свое направление.

У нашей школы очень плотные связи с вузами, но мне кажется, что вузы в этом смысле делают не все, что могут.

В моем понимании самое лучшее, что могли бы делать вузы – это прийти в школы, вести спецкурсы, кружки для старших школьников, проявлять большую заинтересованность. У нас неплохие связи с Политехом, с Санкт-Петербургским государственным университетом, с Университетом Герцена, ИТМО, но кажется, что можно было бы выделить больше преподавателей, которые стали бы работать с ребятами более активно, на регулярной основе.

Понятно, что есть традиционные встречи с вузами, на которых за час-три университеты рассказывают о себе и о специальности. Но эти мероприятия не дают такого эффекта, который бы хотелось видеть. Самое полезное и самое ценное – если такой контакт будет поддерживаться на регулярной основе. Допустим, молодой доцент или молодой ученый вуза приходит, берет группу ребят (пять- десять человек) и работает с ними в течение года, двух или даже трех. Вот тогда такие ребята будут, безусловно, уже увлечены темой, преподавателем и наверняка пойдут в вуз и продолжат работу именно по этой специальности». 

Баева Инна Геннадьевна

Директор гимназии №293 Красносельского района

 

"Мы уже не первый год сотрудничаем с Высшей школой экономики и стараемся с нашими ребятами принимать максимальное участие во всех мероприятиях. Отрадно, что это взаимодействие привело в прошлом учебном году к успешному поступлению целого ряда наших выпускников в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Поэтому ткакие направления сотрудничества, как сетевые и интеллектуальные игры, которые организует Высшая школа экономики для целого ряда учреждений, во многом способствуют развитию наших детей.

Задача школы на сегодняшний день – дать максимальную вариативность возможностей каждому ребенку, чтобы он смог найти себя, раскрыть свой талант и сориентироваться в выборе своей будущей профессии, исходя из своих потенциальных возможностей. Поэтому задача каждой школы – иметь целый ряд разнообразных направлений образования, в том числе, дополнительного. Все эти возможности способствуют развитию ребят и поиску ими своего жизненного пути".  

Бурячко Сергей Владимирович

Директор Санкт-Петербургской классической гимназии №610

 

«У выпускника средней школы должно быть полное представление обо всем спектре человеческой деятельности для того, чтобы он мог совершить сознательный выбор. Хотя, конечно, мы знаем, что интересы меняются со временем и студенческая мобильность в развитых странах очень высока. Сначала он начинает учиться одному, потом передумывает, учится другому. Этому никто не препятствует, ни государство, ни система образования в целом. Но важно, чтобы уже в школе у ребенка был выбор, чтобы он мог иметь одинаково адекватное представление обо всех сферах человеческой деятельности, чтобы школа не зацикливалась на чем-то, а давала в полном смысле общее образование, в этом основная задача.

Что касается вузов, можно отделаться общей фразой, что вузы должны плотнее работать со школами. Но это ничего не означает.  Надо сказать, что такое сотрудничество сложилось еще в советские времена. Ведущие физико-математические школы города тесным образом сотрудничали с механико-математическим факультетом нашего университета и с другими вузами. То есть преподаватели вузов хне просто устраивали в школах презентации, а работали там. Кстати говоря, в дореволюционной России считалось очень престижным, если университетский профессор работал еще в гимназии, где преподавал свою дисциплину – язык, математику и так далее. Это тот потенциал, который мы в нашей школе полностью используем, у нас 90% педагогов – работники вузов. Сейчас это не очень популярно в школьной среде.
Сотрудничество школы и вуза должно быть не на уровне каких-то официальных мероприятий, а на уровне деятельности, чтобы вузы предоставляли возможность своим профессорам работать в школах просто в качестве преподавателей, руководителей спецкурсов, семинаров по системе дополнительного образования. Это очень продуктивно, могу сказать по собственному опыту, но не просто, потому что любая система стремится к закрытости: школа стремится к закрытости, вуз стремится к закрытости. Все встречаются на круглых столах. Из этого ничего не получится.
Например,  в Соединенных Штатов сейчас очень популярны небольшие школы при университетах. То есть университет направляет своих профессоров на работу в школе и полностью финансирует это за свой счет. Я считаю, что такой путь наиболее продуктивен».

Майя Борисовна Пильдес

Директор Академической гимназии № 56

 

"Школа, прежде всего, может дать хорошее базовое образование. Это главное. Хорошие школы с этим справляются. Значит, дети должны овладеть суммой определенных знаний, как бы скучно это ни звучало. И самое главное, они должны быть научены учиться. Это главная задача школы. Кроме того старшие дети должны выбрать направление, по которому они дальше будут уточнять свои специальности, понимать, будут ли это гуманитарные, экономические дисциплины, высокие технологии, математика, чтобы не ошибиться с вузом.

Сегодня Единый государственный экзамен дает возможность поступать в несколько вузов сразу. Это очень хорошо, и вузы также заинтересованы в абитуриентах, как и абитуриенты заинтересованы в высших учебных заведениях. Теперь это улица с двусторонним движением. Я человек, который абсолютно отрицал ЕГЭ, теперь пришла к тому, что поддерживаю его, потому что это поддерживают дети.

Почему важно взаимодействие школы с вузом? Мы ответственны за судьбу детей, которых мы выпускаем, и перед гимназией стоит одна задача – они все должны быть студентами. На таких встречах я как директор большой школы понимаю, чего хотят вузы, каким они хотят видеть своего студента. Для нас это очень важно.

Чего не может вуз? Он, конечно, не может повторить школу, потому что там другая система отношений. Но очень важно, чтобы дети были готовы и понимали это. А во всем остальном, мы должны подготовить хороших студентов, а вузы специалистов".