НИУ ВШЭ провел школу-семинар в гостеприимной Армении
Проведение школы-семинара в Армении позволило не только представить комплексный обзор изменений, которые происходят в российской высшей школе, и современных образовательных технологий, но и укрепить связи между российскими и армянскими университетами.
Данное мероприятие проводилось в рамках Федеральной целевой программы "Русский язык" при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ.
В первый и второй день школы Светлана Барсукова, профессор департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, выступила в Ереванском государственном университете с лекцией на тему "Современное состояние российского образования в области социальных наук".
Другой ключевой модуль школы-семинара был посвящен месту России в глобальном научно-образовательном пространстве. Елена Вандышева, заместитель декана Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ, рассказала об основных тенденциях и перспективах развития высшего образования, продемонстрировала динамику продвижения российских университетов в международных рейтингах, дала оценку влияния политики государственной поддержки на продвижение российского высшего образования на глобальном рынке образовательных услуг. Особое внимание было уделено подходам к оценке качества высшего образования с точки зрения эффективности различных инструментов внешней и внутренней оценки. В модуле нашёл отражение также опыт интернационализации российских вузов. Затем состоялись дебаты о роли высшего образования в построении карьеры современного человека, участниками которых стали представители Школы публичной дипломатии – неформальной площадки, объединившей талантливых и активных молодых людей, заинтересованных в развитии международных связей.
В ходе третьего дня состоялась лекция, посвящённая мотивации в обучении школьников и студентов русскому языку, которую провела директор Учебно-методического центра русского языка как иностранного, доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ Ольга Еремина. В обсуждении приняли участие учителя и преподаватели русского языка армянских школ и университетов, поделившиеся своим опытом и проблемами, которые возникают во время обучения русскому языку как неродному.
Четвёртый день школы-семинара прошёл в школе №4 имени А.С. Пушкина в городе Ванадзоре. Ольга Еремина провела семинар, участники которого ответили на вопрос: "Почему изучать русский язык полезно и интересно?", а также мастер-класс "Мотивация в обучении школьников и студентов русскому языку". Елена Вандышева представила на семинаре информацию о том, как сформировать компетенции, востребованные в 21 веке. Практическая часть занятия прошла в формате обсуждения в группах и коротких презентаций, в которых учителя представили результаты анализа потребностей современного рынка труда и требований к профессионалу будущего. В фокусе внимания оказались прогнозы, подготовленные в рамках проекта "Атлас будущих профессий" с использованием технологии форсайта.
Завершающий день также оказался насыщенным событиями. Ольга Еремина на площадке Армянского педагогического университета осветила тему "Профессионально-ориентированный курс русского языка" и провела для слушателей мастер-класс "Использование студенческих работ в обучении стилистике деловой переписки". Рассматривались типичные ошибки, которые студенты совершают, общаясь на русском языке в профессиональной среде.
На занятии Елены Вандышевой в Российской школе Министерства обороны РФ школьники приняли участие в деловой игре "Выбери лучшую программу для обучения" и научились проводить экспресс-оценку качества образовательных программ, предлагаемых университетами. Несмотря на то, что занятие совпало с первым днём каникул, его посетили более 30 старшеклассников.
В продолжение модуля "Эволюция социально-экономического образования в России в контексте национальных реформ и новых глобальных социально-экономических вызовов" Светлана Барсукова выступила модератором семинара-практикума "Эволюция школы социологии: достижения и трудности. Опыт НИУ ВШЭ" для студентов и преподавателей факультетов социологии и политологии Ереванского государственного университета.
Проведение школы-семинара позволило не только представить комплексный обзор изменений, которые происходят в российской высшей школе, и современных образовательных технологий, но и укрепить связи между российскими и армянскими университетами.