Не жалейте времени на общение с вашими учителями
"Ничто и никогда не мотивирует ученика или студента лучше, чем личный пример преподавателя или руководителя. Именно поэтому я решила взять интервью у директора Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ Сергея Михайловича Кадочникова. Основной темой разговора стала учебная и академическая деятельность современных студентов. Мы поговорили о саморазвитии и необходимости быть открытым всему новому", – Миронова Ксения, студентка первого курса ОП «Филология».
- Сергей Михайлович, готовясь к нашему интервью, я изучала Вашу биографию, в связи с чем не могу не спросить: как Вам удается правильно расставлять приоритеты и пришлось ли отказаться от академической деятельности в пользу работы директора?
- Конечно, административная работа не является легко регламентируемой по времени, и потому затягивает. В работе директора кампуса нет нормированного графика, и потому сейчас, наверное, значительно больше времени приходится отдавать административным заботам. Наука, что касается того времени, которое ей посвящаешь, постепенно отходит на второй план, однако затрачиваемое время далеко не всегда отражает реальный драйв, который дает тот или иной вид деятельности. Дело в том, что в науке большие взлеты всегда были связаны с большими проектами. Появлялась большая практическая задача и ее необходимо было выполнить. Выполнить не для того, чтобы получить научную степень или публикацию, а чтобы получить драйв и всплеск от самого процесса. Если у тебя есть конкретная цель – все остальное отходит на второй план. Так всегда происходит с прикладными проектами, будь то разработка Стратегии социально-экономического развития, например, Свердловской области или подготовка обоснования для различных региональных и федеральных кластерных инициатив. Именно прикладными исследовательскими задачами я с удовольствием занимаюсь.
- Возвращаясь к теме приоритетов, насколько важно для современного студента или выпускника быть не только успешным в академической среде, но и быть хорошим менеджером? Важно ли уметь превращать свои научные проекты в хорошо окупаемые?
- Если говорить о том, чтобы совмещать любимое дело и заработок, то речь идет скорее не про выбор между наукой и ведением бизнеса, а про выбор между тем, чтобы выполнять свою работу хорошо или не очень. Когда мы говорим про деятельность предпринимателя, то достаточно высокий доход можно получать не будучи лучшим специалистом. Можно быть просто выше среднего и зарабатывать хорошие деньги. Во многих других сферах необходимо относиться к самым компетентным, чтобы превратить любимое дело в финансово выгодный проект. И чем бы вы не занимались, необходимо просто стремиться стать лучшим. Тогда вопрос с доходом решится сам собой. При этом важно помнить, что компетенции менеджера и способность вести бизнес в современных реалиях стали неотъемлемой частью жизни, чем-то, что необходимо каждому. Хотя бы в отношении организации своего рабочего времени.
А если говорить о более широком взгляде на функции менеджера – управлении бизнесом и коллективом?
- Говоря об управлении людьми, можно сказать, что навык командной работы также стал необходимым для любого успешного человека. Коммуникация важна как для совместной работы, так и для управленческой деятельности. Руководитель должен уметь расположить людей, уметь довести дело до конца и не подвести коллектив, направить деятельность коллег в нужное русло.
- Касательно гуманитарных направлений – необходимо ли, условно говоря, филологам или историкам уметь вести бизнес?
- Конечно, именно гуманитарии часто сомневаются и задаются вопросом «А могу ли я создать свою компанию, если я не обучался предпринимательским навыкам? А нужны ли вообще эти навыки всем?». Мне кажется, что менеджериальные компетенции становятся все более важными не только для большого бизнеса. Ведь если взглянуть на современных успешных предпринимателей – это, в большинстве своем, люди, которые сделали себя сами, в отраслях, не требующих больших первоначальных вложений. Это молодые ребята, которые с университетской скамьи начали вместе придумывать различные проекты.
- Для этого у нас и существуют майноры
- Именно. Через майноры и другие учебные проекты мы стараемся познакомить студентов с предпринимательской сферой. Для этого не обязательно устраивать длительные курсы лекций, необходимо просто сталкивать студентов с правильными людьми, лидерами в своей сфере. Встречи с такими людьми необходимы, чтобы вдохновить студентов на их личное продвижение, на их проекты, которые необязательно должны начинаться с чего-то глобального. Для начала достаточно всего лишь «А может мы с моими однокурсниками тоже попробуем создать что-то свое». С подобных идей может начаться большая деятельность. Мы не можем дать студентам готовых ответов, но мы даем возможность встречать нужных людей и искать свой путь.
- На выступлении в школе менеджмента СПбГУ Вы говорили, что в пору своего студенчества специально ездили в Петербургский университет на различные лекции. Из этого можно сделать вывод, что Вы не боитесь браться за любые возможности. Есть ли примеры сотрудничества Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ и других университетов, которыми Вы особенно гордитесь и которые открывают новые возможности для студентов Вышки?
- Безусловно, такие проекты есть. Из недавних и очень весомых – это летние школы, которых у нас становится все больше и больше. Они еще не стали партнерскими, но в них принимали участие выдающиеся специалисты - коллеги из Китая – преподаватели, исследователи и бизнесмены. Участвовать в летней школе абсолютно необходимо – не только в качестве слушателя, но и в качестве организатора, волонтера. Это единственный способ узнать спикера еще и лично, услышать от него то, чего он не скажет на лекции. Это бесценный опыт.
- Сергей Михайлович, подводя итог, хочу задать Вам еще один вопрос. У нашего кампуса ВШЭ есть свой девиз. А есть ли у Вас девиз или определенная жизненная установка, с которой Вы идете по жизни?
- Не думаю, что это мой девиз на все времена, но то, что мне хотелось бы сказать нашим студентам: Никогда не жалейте времени на общение со своими учителями.Интервью подготовила и провела Миронова Ксения, студентка первого курса ОП «Филология»