Уйти от узкого подхода
Юрий Кабанов, выпускник магистратуры по политологии Питерской Вышки, а сейчас преподаватель на образовательной программе «Политология и мировая политика», рассказывает, почему политология и международные отношения неразрывно связаны и почему совместить преподавание обеих дисциплин в рамках бакалавриата – инновационное решение, идущее в ногу с лучшими практиками международного образования.
Юрий Кабанов, выпускник магистратуры по политологии Питерской Вышки, а сейчас преподаватель на образовательной программе «Политология и мировая политика», рассказывает, почему политология и международные отношения неразрывно связаны и почему совместить преподавание обеих дисциплин в рамках бакалавриата – инновационное решение, идущее в ногу с лучшими практиками международного образования.
- Бакалавриат по международным отношениям Вы заканчивали в Ивановском государственном университете, а магистратуру – уже в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Почему выбор пал на нее и на программу по политологии?
- Политология и международные отношения – неразрывно связанные дисциплины. Внутренняя политика страны во многом определяет ее поведение на мировой арене. И наоборот, принимая внутриполитические решения, государства все чаще ориентируются на глобальные тенденции и внешнее окружение. На мой взгляд, понимание этой взаимосвязи определяет успех современных исследователей и практиков в области мировой политики и дипломатии.
Именно поэтому, став дипломированным международником, я решил поступить в магистратуру по политологии. Почему Питерская Вышка? Во-первых, потому что Вышка – среди лучших университетов страны, с современным подходом к образованию и науке, и сильным преподавательским коллективом. Во-вторых, потому что Питер – один из красивейших городов Европы.
- Есть ли что-то, по Вашему мнению, что отличает наш университет от других учебных заведений?
- Существует мнение, что в Вышке сложно учиться. Но нужно отличать сложность содержания обучения и образовательного процесса. В Вышке действительно много внимания уделяется качеству твоего образования, навыкам, которые ты приобретаешь. Приходится довольно много читать, размышлять. Но это касается содержания обучения, здесь сложность – это синоним качества.
А вот сам процесс обучения в Вышке построен замечательно. Абсолютно понятные и объективные требования, прозрачная система оценки. Преподаватели всегда «на связи» и готовы помочь по любым вопросам. Их внимание было важно для меня в магистратуре, теперь я стараюсь также помогать своим студентам. Студенты все тоже замечательные: когда видишь интерес и поддержку в их глазах, тебе хочется расти как преподавателю. С этой точки зрения в Вышке учиться (как и работать) просто и приятно.
Ну и не стоит забывать о международной мобильности – Вышка дает не только прекрасное образование, но и возможность поучиться в лучших мировых университетах по обмену. К тому же, очень часто наши бакалавры поступают в магистратуру за рубежом и становятся одними из лучших студентов и там.
- Вы еще совсем недавно сами были студентом, а сейчас преподаете на бакалаврской программе, сложно ли было перестраиваться на преподавательскую позицию?
- До переезда в Питер я уже несколько лет занимался преподавательской деятельностью, так что некоторый опыт у меня все-таки был. Но так получилось, что преподавать я начал на втором курсе магистратуры. Утром ты преподаватель, вечером – студент, не исключено, что в одной и той же аудитории. Так что «перестройка» происходила и резко, и незаметно одновременно. Сейчас я веду курсы и по политологии, и близкие к мировой политике – например майнор по европейскому пространству.
В этом году предстоит еще одна «перестройка». В бакалавриате появится много новых курсов на английском языке и по международной, и по внутриполитической тематике. С точки зрения подготовки это и сложно, и интересно, одним словом «challenge». Но сама идея подобной программы радует меня и как политолога, и как международника.
- Как Вам кажется, в чем отличие этой новой бакалаврской программы по политологии и мировой политике от бакалаврских программ по политологии и от программ по международным отношениям, предлагаемых другими университетами города и страны?
- Отличие как раз в попытке уйти от узкого подхода к преподаванию и избавить абитуриентов от мучительной дилеммы между, казалось бы, близкими специальностями. Как я уже говорил, международные отношения и политология – это взаимосвязанные вещи. В свое время мне пришлось делать непростой выбор в пользу одной из них, и если бы тогда существовала подобная программа – наверняка поступал бы на нее.
В условиях глобализации границы между странами стираются, и новая программа – это идеальное сочетание образования в обеих сферах. Например, недавно в новостях обсуждали выход Великобритании из Европейского союза. Почему это произошло? Международник, возможно, обратит внимание на противоречия между Соединенным королевством и другими странами. Политолог расскажет про проблемы миграции, общественное мнение внутри страны и роль партии консерваторов. Экономист пристально посмотрит на курс фунта и котировки акций британских компаний, а юрист – на правовые условия выхода из ЕС. Так вот, новая программа – это возможность быть всеми ими одновременно, комплексно подходить к решению глобальных проблем, рассматривать мир в его сложности и целостности, реализовывать мега-проекты. Такие специалисты сейчас очень востребованы.
Обучение построено таким образом, чтобы открыть выпускникам возможности выбора любой дальнейшей траектории развития – станет ли он/она дипломатом, гражданским активистом, политтехнологом, исследователем, государственным служащим или кем-то еще – зависит только от желания выпускника. Возможно, он/она станет специалистом в области мировых финансов и международного права – и знания о мировой политике станут основной его/ее профессионализма. А английский язык, на котором проходит обучение – это еще одно «окно» в мир возможностей.
- В Вышке большое внимание уделяется научной деятельности, сложно ли искать свою тему?
- Вышка – это национальный исследовательский университет, наукой занимаются все – и студенты, и преподаватели. Сама атмосфера здесь способствует погружению в эту интересную, во многом, творческую деятельность.
Мои исследования находятся на стыке сравнительной политологии, мировой политики и информационных технологий. Я изучаю то, как Интернет влияет на политику и как политика определяет его развитие. Нам кажется, что «Вконтакте» и YouTube – это такие же обыденные и привычные вещи как электричество, они всегда были и будут. Мы путешествуем по глобальному миру Интернета, не замечая границ.
Но для государств Интернет – это совершенно новое пространство, которое нужно осваивать, развивать и контролировать так же, как когда-то океан или ближний космос. В Интернете появляются невидимые границы, выстраиваются политические системы, развивается гражданское общество, даже войны случаются. Мне очень интересно наблюдать за тем, как Интернет меняется под воздействием разных политических курсов, и как он меняет саму политическую реальность.
- Несколько подсказок абитуриентам, выбирающим политологию и мировую политику?
- Самое главное – как можно быстрее начать учиться самим. Какими бы профессиональными и внимательными к студентам ни были преподаватели, большая часть обучения – это все-таки самостоятельная работа. Вышка предоставляет для этого все возможности, например, доступ к электронным базам научных книг и статей, возможность выбрать место практики, программы академической мобильности, стипендии и конкурсы. Вышка сильно помогает студентам, которые готовы учиться, остальные же довольно много теряют.
И еще – не бояться спрашивать и общаться с преподавателями. Обучение в Вышке не ограничивается аудиториями. Например, полезно добавить преподавателей в друзья в социальных сетях, чтобы оперативно решать учебные и другие вопросы.
PS: По мнению студентов Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук, Юрий Кабанов - один из лучших преподавателей, читавших лекции и проводивших практические занятия.
Подробнее о новой бакалаврской программе: https://spb.hse.ru/ba/political