• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Британский юмор и мировая политика

Доктор Йен Фергюсон, шотландский специалист по международным отношениям рассказывает, почему он решил присоединиться к команде политологов Питерской Вышки и чего он ждет от преподавания на новой англоязычной бакалаврской программе «Политология и мировая политика».

C 2016/2017 академического года бакалаврская образовательная программа «Политология» смещает свой фокус, не только обновляя содержание учебного плана, меняя название на «Политология и мировая политика», которое отражает эти содержательные изменения, но и становясь по-настоящему международной в смысле преподавательского состава. 
Доктор Йен Фергюсон, шотландский специалист по международным отношениям - один из тех, кто недавно пополнил команду НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург. 

- Расскажите нам о себе: откуда Вы, какой у вас багаж? 

Ну, я не путешествую без полотенца. Как пишет Дуглас Адамс в «Путеводителе “Автостопом по галактике”» (я его немного перефразирую): «Полотенце – в общем, самая исключительно полезная вещь для международника, путешествующего автостопом».
Полотенцу в полезности уступает только лаптоп. У меня обычный Macbook Air. Опять же, обычный для всех международников, путешествующих автостопом. Ну, и ко всему этому прилагается набор чёрных как смоль чемоданов.
Что до того, откуда я – из шотландского Глазго, который в тот момент, когда вы прочитаете об этом, может всё ещё быть, а может уже и не быть частью Соединенного королевства.

- Почему Санкт-Петебург?

- Пожалуй, я на какое-то время перестану шутить. Я в Петербурге по двум причинам. Во-первых, потому что нет лучшего места для понимания сложных отношений России с Европой. Это – мой основной предмет исследований. Во-вторых, потому что я в какой-то момент сумел познакомиться с несколькими питерскими исследователями, и через это знакомство узнал о возможности приехать в Петербург и поучаствовать в развитии первоклассных англоязычных учебных программ (бакалаврской и магистерской) по политологии и мировой политике. Очень круто быть частью этого проекта. 

- Какие предметы Вы ведёте?

- Я эксперт по международным отношениям и мировой политике. Я буду преподавать два курса, относящихся к данной области: курс по международной политической теории, посвящённый некоторым основным концепциям международных отношений (таким как анархия, интервенция, идентичность, порядок); и курс по исследованиям безопасности – это такой более практический предмет, ориентированный на вопросы применения силы в мировой политике. Я также буду вести исследовательский семинар с фокусом на то, что делать и чего не делать в академическом письме.

- Чего Вы ожидаете от Вышки?

- В смысле, помимо всемирной славы и несметного богатства? Основное – это стимулирующая академическая среда. За Высшей школой экономики в мире закрепилась репутация лучшего российского университета в том, что касается социальных наук. Мне посчастливилось обучаться в лучших европейских университетах, где преподают социальные науки, включая Лондонскую школу экономики и Университет Сент-Эндрюс. Выше всего в этих университетах я ценю возможность диалога с другими исследователями, причём не только политологами, но также философами, экономистами, социологами, юристами и историками. В Вышке я буду стремиться к тому, чтобы способствовать такому интеллектуальному, междисциплинарному диалогу и быть его частью.

- Как, по-вашему, важно ли быть международным? 

- По-моему, сегодня этому просто нет альтернативы. Если у тебя есть амбиции, и если ты стремишься делать что-то интересное, что-то новое – нужно быть международным. Наш мир исключительно взаимозависим. Финансовые потоки, общественные движения, эпидемии, терроризм, политические идеи – всё это явления, не признающие национальных границ. И хотя где-то – скажем, у меня на родине, в Соединённом королевстве – мы видим попытки ограничить эти международные потоки, особенно в том, что касается передвижения людей, специалисты-международники в большинстве своём согласны, что эти попытки отказа от глобализации в XXI веке тщетны и, в общем, опасны. Но сам-то я оптимист. Я думаю, что Британия сейчас посылает нам сигнал не о том, что иммиграцию нужно остановить или что мир должен стать более националистическим и менее международным. Скорее, это такое предупреждение всем, кто осознаёт неизбежную глобальность современной политики, её международный характер. Вызов состоит в том, чтобы научиться воспринимать местные проблемы и разрывы, сопряжённые со всё более интенсивным международным и кросс-граничным взаимодействием между отдельными обществами. Естественно, это касается и России – страны, притягивающей один из самых интенсивных миграционных потоков в мире. 

- Чего Вы пожелаете нашим будущим студентам?

- Желаю вам всем приятных, расслабленных, весёлых летних каникул. Отдохните как следует, насладитесь летом и приходите свежими и готовыми учиться.
А, ну и конечно, не забывайте брать с собой полотенце!

Интервью и его перевод подготовлены Иваном Григорьевым.