Движимы смыслами
Проходя стажировку в университете имени Масарика, студентка Питерской Вышки Ксения Бурко взяла интервью у своего преподавателя доктора Вернера Биндера. Он давний друг НИУ ВШЭ, два года назад приезжал с открытыми лекциями в Москву. Известный социолог рассказывает о своей исследовательской программе и наглядно демонстрирует, как работает культурсоциологическое мышление.
Как бы заманчиво не звучали такие аргументы как «причиной войны в Ираке была нефть», для меня такое объяснение неубедительно и незамысловато, это лишь один из способов создания смыслов. На мой взгляд, это объяснение даже не реалистично. Безусловно, в эту войну были вовлечены чьи-то интересы: в США есть люди, которые заработали огромные деньги на войне в Ираке, но, располагая лишь одним аргументом «кровь за нефть», невозможно заставить людей идти воевать. Всегда необходимо мобилизовать ценности и нормы, и даже тогда несправедливо утверждать, что политики за ними скрываются. На самом деле, война в Ираке была дефицитной для Соединённых Штатов, но, тем не менее, она выполнила некоторые функции, например, сохранила страну сплочённой после трагедии 11 сентября 2001 года. Изначально, правительственный режим Буша не пользовался большой популярностью, но во время войн в Афганистане и Ираке он смог заручиться поддержкой народа. Хуссейн уже был изображён как некий новый Гитлер, и было легко убедить американцев в том, что было бы неплохо избавиться от этого диктатора. С непреднамеренными последствиями войны мы и имеем дело в Сирии и Ираке сегодня. То же самое характерно и для российской глобальной политики в последние годы – она также имеет смысловую основу. Крым не представлял большого материального интереса. Скорее, это была символически нагруженная земля, и это именно то, что многие европейцы не смогли понять, тогда как для русских всегда было предельно ясно, что это связано со смыслами, с эмоциями и идентичностью. Вся эта ситуация является хорошим примером того, как «работает» символическая политика и как важно политическим деятелям создавать символы, с которыми могут быть связаны люди. Всё дело в производстве нарративов, мобилизации образов, воззвании к эмоциям людей.