• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мы не перестанем давать экономику!

«В экономической науке очень важны, как практическая работа, так и умение собрать данные и их обработать. Если человек этого не умеет, с профессиональной точки зрения он мало что значит», - отмечает Сергей Александрович Слободян, новый академический руководитель МП «Прикладная экономика и математические методы». О том, как будет развиваться образовательная программа, и какие перспективы она открывает перед выпускниками пойдет речь на Зимней школе.

- Меня пригласили в НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, чтобы создать новую магистерскую программу с очень четкой концепцией, которая была бы заметна не только на региональном уровне, как это есть сейчас, но позволяющую выпускникам котироваться и на национальном, и на международном рынках. Они должны применить свои знания и главное найти достойную работу в ведущих российских и зарубежных ТОП – компаниях, хочется, чтобы они стали генераторами развития отечественной и международной экономики. Задача сложная, но интересная. Когда я был студентом, наши преподаватели говорили, что образование - это то, что остается у вас в голове, после того, когда вы забудете все, чему мы вас учили. Человек с таким дипломом уже может более точно ориентироваться в научном пространстве, он знает, что и где ему добрать, чтобы выполнить научную и практическую задачу.

Мои студенты, которым я преподавал в Праге, где я работаю 15 лет, прекрасно работают в банках, хотя мы не учили их банковскому делу, и у меня есть уверенность, что это хорошие специалисты. Они прослушали множество семинаров, выполнили большое количество научных работ, прочитали огромное количество статей. Это уже не «слепые котята», они способны решать множество практических задач своими силами, применяя полученные знания. Такие специалисты могут быстро найти интересующую их информацию, если ее нет в открытом доступе, они знают, у кого спросить. Они могут создать высокоэффективную команду для достижения цели. Главное - они умеют решать практические задачи. С моей точки зрения – это то, что мы должны видеть в магистрах НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, выпускниках программы «Прикладная экономика и математические методы».

Я не сильно буду переживать, если наш специалист по риск-менеджменту, придя в банк, не будет знать весь пакет его услуг. Да, первое время ему будет неуютно, но я уверен, что через пять лет, он возглавит одно из стратегических подразделений и займет высокую должность. Работать на среднесрочную перспективу карьеры наших студентов - наша главная задача, независимо от того, где эта карьера будет развиваться, будь то наука, преподавание или бизнес.

В экономической науке очень важны, как практическая работа, так и умение собрать данные и их обработать. Если человек этого не умеет, с профессиональной точки зрения он мало что значит. Есть, конечно, работы, где кроме банального Excel ему ничего не придется применять - это низкие менеджерские вакансии. Но, мы должны считать, что наши студенты – это профессионалы, которые умеют оценить систему спроса на несколько близких товаров, просчитать эластичность на конкурентном рынке и дать рекомендации руководству по тому, каким образом захватывать рынок или максимизировать прибыль. Это все требует реальных навыков по сбору данных и их обработке. Такие навыки не приобретаются за один семестр, это работа за несколько курсов. Но, с другой стороны человек, который умеет только собирать и обрабатывать данные, это не совсем экономист. Настоящий экономист должен понимать, а почему собственно, когда вы поднимаете цены - спрос падает. Он должен, знать какие теории лежат за практическим решением, и уметь рассказать историю руководству, потребителям, конкурентам.

Мы собрали данные, мы провели расчеты, мы подготовили бесконечные таблички с цифрами. Как донести начальству, которое не прошло через наше образование, четко и конкретно свои идеи по продвижению? Как создать правильную презентацию и подобрать верные аргументы, чтобы твои идеи и разработки были приняты и оценены по достоинству? А вот для этого, помимо хороших экономических знаний, необходимо владеть русским языком, четко формулировать и высказывать свою мысль. Уметь заразить своей идеей. И главное - владение экономической теорией, умение положить свои результаты на некую структуру и увидеть в своих данных подтверждение этой структуры или проработать какой- то вопрос, который необходимо дальше исследовать. Может быть этот вопрос – рождение нового рынка! Никакие данные без хорошей теории не позволяют вам продвинуться в решении задач, но это очень тонкий момент. Можно создать гипертеоритезированную программу, где студент осваивает огромное количество методов обработки данных, но не понимает, как они работают. Они не смогут осмыслить полученные результаты. Поэтому наш выпускник должен быть практикоориетированным, но не забывать, что он - экономист.

Сейчас многие путают экономику с бухгалтерией, хотя у них разные задачи. Одно из основных понятий экономики – это теория принятия решений в условиях ограниченных ресурсов. Бухгалтерия, ведет подсчет ограниченных ресурсов и никогда не принимает решений по ним. Если мы вернемся к первому курсу экономики, то на самых первых лекциях дают такую задачку - максимизируй или минимизируй это, при таких-то условиях, именно этим и занимаются экономисты, это мы и внушаем своим студентам. В нашем вузе имеется множество курсов, которые прослушивают магистры, многие из которых, я например, даже пройдя свою PhD программу не прослушал. Я сосредоточился на макроэкономике. В НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург дают многогранный обзор, как по микро, так и макроэкономическим теориям. Мы предлагаем достаточно широкое образование в разных сферах, здесь точный баланс, но его можно подправлять. О такой корректировке нужно и можно говорить со стейкхолдерс, то есть с руководителями и HR крупных корпораций, банков и государственных органов, куда идут наши выпускники, чтобы учебная программа соответствовала требованиями времени и ситуации. Но оговорюсь, что мода в бизнесе может быстро меняться и через пять лет требования изменяться, а вот образование так быстро меняться не должно, но можно ввести один-два курса, где новые задачи будут приниматься в расчет, и практика у студентов тогда может быть связана с будущими требованиями работодателей.  Но основу экономического образования менять нельзя. Мы не перестанем давать экономику!