Живой разговор оппонента с диссертантом
Профессор Александров, декан Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук выступил оппонентом на защите докторской диссертации в Тартусском университете. Для Высшей школы экономики – это еще один вклад в международную репутацию нашего университета.
Во многих странах Европы при защите диссертации оппонентами выступают коллеги из других стран, получить такое приглашение – знак признания для ученого. Так из отдельных репутационных сигналов складывается международная известность университета, которую, в конечном итоге, учитывают в международных рейтингах, таких как QS или THE. Приглашение профессора Александрова показывает, что его работы в области исследования образования известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. А для Высшей школы экономики – это еще один вклад в международную репутацию нашего университета.
Диссертация тартусской исследовательницы Maie Soll "The ethnic identity of Russian-speaking students in Estonia in the context of educational change" посвящена теме важной в научном плане и актуальной политически. Социализация подростков во многом происходит в школе, поэтому именно в школе, наряду с семьей, происходит формирование этнической идентичности. Около трети населения Эстонии – мигранты нескольких поколений, русские, украинцы, белорусы, приехавшие в Эстонию после Второй мировой войны.
Мы узнали у Даниила Александровича о том, как он получил это приглашение, как проходила защита и что он обсуждал с коллегами из Тарту.
«Первым делом надо сказать, что в Эстонии еще с советских времен работают известные сильные социологи, а Тартусский университет во все эпохи был и остается прекрасным университетом. В Тарту была не только всемирно знаменитая школа семиотики, созданная Ю.М. Лотманом и его коллегами, но и выдающиеся психологи, социологи, лингвисты. Я давно общаюсь с учеными в Эстонии. В 2007-10 гг. мы вместе с науковедами из Тарту исследовали международные ориентации ученых в бывшем СССР, а в последний год пишем совместную статью с исследователями из Таллинна.
В августе этого года я получил письмо от коллеги-социолога Anu Masso, в котором говорилось: «We have met two years ago at the ESA conference in Torino. Discussions with you about your research in the field of social networks at schools and about minority education in Estonia were very inspiring for me. Hereby I invite you to become an opponent for a PhD-thesis …». Но это было только начало. Потом понадобилось послать мое CV в Тарту, где совет факультета социальных наук рассматривал это CV и мои работы, а потом мне сообщили, что мою кандидатуру утвердили, и прислали официальное приглашение. Надо признаться, это приглашение мне было приятно. В нынешней обстановке знаки коллегиального признания от эстонских коллег особенно дороги.
В самой диссертации есть важные и интересные результаты. Опишу только один из них. Следуя идеям Майкеля Феркяйтена, социального психолога из Утрехта, автор различает выраженность этнической идентичности и смотрит на то, какие установки школьников связаны теми или иными типами идентичности. К примеру, школьники с неопределенной идентичностью описывают и эстонцев, и русских с определенным уровнем неприязни и при этом индифферентны к изменениям в системе образования. Похоже, что такая неопределенная идентичность связана с ориентацией на то, чтобы покинуть Эстонию и работать в других странах Европы. Зато школьники с сильной русской идентичностью описывают и русских, и эстонцев в очень положительных терминах, а в отношении образовательной политики либо активно принимают ее, либо критикуют. Очень интересно, что сильная идентичность связана с положительными межэтническими аттитюдами.
Защита проходила в главном здании университета, в зале, увешанном историческими портретами. На защите соблюдался интересный регламент, который мне был прислан заранее, но все равно я не был к нему готов: первую общую часть отзыва я должен был прочитать стоя, а потом более частные вопросы должен был задать сидя. Привычный фрейм, конечно, поломался, и вместо гладкого зачитывания письменного отзыва я сбился, стал говорить не по бумажке и получился живой разговор оппонента с диссертантом – для этого и придумано две части: зачитывание стоя и задавание вопросов и замечаний сидя. Потом диссертационный комитет из семи человек, включая оппонента, удалился в соседний зал с большими портретами ректоров (одного из них я помнил по встрече в детстве - Федор Клемент был другом моего отца), и в этой торжественной обстановке быстро было принято решение о присуждении степени.
Принимать решение было несложно – диссертация была, что называется, кумулятивной: пять статей, которые уже опубликованы (три в хороших рецензируемых журналах), и подробное очень четкое введение, объясняющее общую постановку проблемы и полученные выводы. При этом сама диссертация публикуется как книга и доступна в электронном виде на сайте университета. Это прекрасный способ защиты.
Потом был прием в известном университетском кафе (Ülikooli Kohvik), а вечером ужин в ресторане с несколькими членами диссертационного комитета. Мы обсудили с ними и возможные совместные исследования, и трудности привлечения студентов в социологию. В Эстонии, как и везде, традиционная социология все меньше пользуется спросом, поэтому коллеги с живым интересом обсуждали со мной нашу реформу образовательной программы из «Социологии» в «Социологию и социальную информатику», тем более они сами занимаются социологией медиа, в частности, изучением практик пользования Интернетом. Я уверен, что мы будем сотрудничать с эстонскими коллегами и дальше».
Подготовила Дарья Ходоренко