Я понял, чем хочу заниматься в будущем
В Лаборатории социологии образования и науки активно развивается такое направление, как социальная информатика - изучение цифровых и виртуальных миров. Сотрудники и студенты уже представляли свои результаты на международных конференциях в Барселоне, Кельне, Хельсинки. В этот раз один из проектов был представлен в Лондоне.
Студент 3 курса бакалавриата ОП "Социология" и стажер-исследователь НУЛ СОН Денис Булыгин только что вернулся с ежегодной международной конференции CHI PLAY, проходившей там с 5 по 7 октября. Конференция была организована в рамках “player-computer interaction” - игрового направления в более широкой области “human-computer interaction”. Поездка была финансово поддержана НИУ ВШЭ.
- Денис, расскажи, что вы представляли на этой конференции?
- Мы (я и Павел Валерьевич Окопный) сделали презентацию об адаптации игроков в онлайн-играх посредством общения в чате. На постерной сессии мы рассказали о том, какие вопросы задают игроки в зависимости от своего опыта, в каких случаях это является проявлением адаптации к игре, а в каких – адаптацией к социальным нормам внутри игрового сообщества. Результаты проекта опубликованы в Proceedings of the ACM SIGCHI annual symposium on Computer-human interaction in play. NY: ACM, 2015. Илья Леонидович Мусабиров, Павел Валерьевич Окопный и я авторы доклада и публикации «Analyzing Chat Logs in Online Games for Tutorial Improvement».
В любой работе одна из главных составляющих - это получение полезных рекомендаций, помогающих и дальше развивать проект. Какие были комментарии и вопросы к вам?
Комментарии касались применения результатов исследования на практике, например, как можно улучшить механизмы адаптации внутри игр или повысить эффективность образовательного процесса. Обсуждений было много, наша тема актуальна в области human-computerinteraction [Человеко-компьютерное взаимодействие]. Например, нашими методами анализа заинтересовался исследователь из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана, когнитивный психолог Carlos Mauricio Castano Diaz. Он занимается изучением того, как игроки строят предположения о дальнейших действиях других игроков. Мы договорились поддерживать связь и обмениваться информацией по своим проектам. Это может перерасти в какое-то большее сотрудничество.
- Какие работы, прослушанные в рамках CHI, тебе показались особенно интересными?
- Презентации, которые показались мне интересными, посвящены решению как научных, так и прикладных, методических проблем. Johannes Harms из Венского Технического Университета рассказывал о своем PhD-проекте, в котором он фокусируется на способах повышения заполняемости анкет. Его предложение состоит в том, чтобы по ходу заполнения анкеты человек получал бейджики, говорящие о прогрессе в ее заполнении. Было доказано, что этот метод стимулирует респондентов получить весь набор бейджиков, а значит, заполнить анкету до конца.
Были выступления, идеи которых могут быть полезными для нас. В области CHI большую роль играют ощущения, которые возникают у человека, когда он работает с компьютером. Для того, чтобы узнать что-то об этом, пользователей просят заполнить анкету. Это не лучший способ получить информацию, т.к. отвлекает пользователя от самого процесса. Julian Frommel из Ульмского университета продемонстрировал, что людей об ощущениях от игры можно спросить в ходе самой игры. Замысел простой: люди не будут отвлекаться от игры, если будут отвечать на вопросы, выполняя действия в игре. Эта находка может быть использована не только для развития игр, но и в других областях, например, в образовательном процессе.
- Что полезного для себя ты вынес из этой конференции?
- Конференция дала мне возможность пообщаться с людьми, которые занимаются исследованиями в области: психологии, компьютерной науки, медиа-исследований. Это помогает посмотреть на проблему, которой я занимаюсь, с разных сторон. Я узнал о программах в десятке университетов, исследовательских группах и исследователях, с которыми работают студенты, приехавшие на конференцию. Я понял, чем хочу заниматься в будущем, и что я должен сделать уже в ближайшее время для развития своего проекта.
- Чем тебе запомнился город?
- Мы жили в районе Блумсбери, где наряду с множеством парков, скверов, площадей и зданий Георгианской эпохи располагаются два огромных университета: London University и University College of London. Конференция проходила в здании организации Квакеров, а презентации мы делали в Senate House Library, которая находится напротив Британского музея. Рядом расположен вокзал Kings Cross, где находилась известная для фанатов Гарри Поттера платформа “9 3/4”. Так как конференция проходила в историческом центре, мы могли гулять после презентаций в районе Сохо, по набережным и туннелям до Тауэрского моста.
Подготовила Маруся Сергеева