Что такое Восток?
"Востоковеды – это энциклопедисты, они не сосредотачиваются на изучении одной узкой области, для них восприятие мира как целостности неизбежно, в противном случае возникает угроза потерять себя". Руководитель департамента востоковедения Евгений Ильич Зеленев об особенностях бакалаврской программы «Востоковедение и африканистика».
Первая задача нашей программы и того, что называется востоковедением в современном мире – это создать людей, умеющих погранично мыслить так, чтобы Восток не был для них чужим, да и Запад тоже. При этом нужно понимать, что человек должен всегда оставаться самим собой. Ни в коем случае нельзя терять идентичность: быть сначала немножко русским, затем немного японцем, затем чуть-чуть китайцем… Велика опасность оказаться людьми без внутреннего стержня. И вот востоковед, по крайней мере в той модели, которую мы предлагаем, это человек, у которого есть четкие ориентиры, который никогда не поставит себя выше какой бы то ни было культуры. Каждая из них для него – это ценность.
И возможностей познать другие культуры в современно мире становится всё больше. Со временем границы между странами стали гораздо более открытыми, и на сегодняшний день почти каждый из нас хоть раз бывал зарубежом.
Вспомните, какой сильнейший диссонанс возникает, когда мы выходим из самолета и видим другой пейзаж, чувствуем другой запах. Как себя вести? Не так, как дома, это точно. «Воспринимайте меня таким, какой я есть» – это худшая модель поведения, которая не принесет вам ни славы, ни удачи. На двенадцать дней отдыха этой позиции хватит, но интереснее, когда эта позиция дешифрована, когда вы приезжаете в страну и знаете ценности людей, знаете для чего они живут. Я бы хотел, чтобы вы запомнили, что Восток шокирующе непохож на нас, а привычные нам вещи могут быть непонятны жителям других стран. Нужно усвоить главный тезис: если мы что-то не видим, то не значит, что этого нет. Мир Востока существует также, как существует наш мир, и у студентов есть возможность перейти границу между ними, не изменив себе.
Бакалаврская программа «Востоковедение и африканистика» - это именно то место, где студентов научат ментально преодолевать культурные границы, оставаясь самими собой. Данная программа имеет две «головы»: департамент и научный центр. Департамент востоковедения – это собрание преподавателей, которые будут вести занятия. Хотя самих преподавателей лишь около двадцати, количество преподаваемых языков на сегодняшний день приближается к десяти, а если помимо восточных учитывать и европейские – к пятнадцати.
Востоковеды – это энциклопедисты, они не сосредотачиваются на изучении одной узкой области, для них восприятие мира как целостности неизбежно, в противном случае возникает угроза потерять себя. Перебегая с одной культуры в другую, вы обязательно должны понять, что они существуют не в безвоздушном пространстве, а в мире. И таких культур тысячи. Большинство из преподавателей программы – люди с универсальным умом, способные говорить и об искусстве, и о культуре, и о политике, и об экономике, но обязательно профессионально глубоко.
Вот я как арабист-ближневосточник не имею права не ответить ни на один вопрос по Ближнему Востоку, будь то численность населения Саудовской Аравии или имя министра иностранных дел Кувейта. Хоть я и занимаюсь изучением средневекового периода, рукописями, мне неизбежно надо знать, что происходит сегодня в 20-21 веке. Это особенность востоковедческого образования.
Вторая «голова» программы – Центр азиатских и африканских исследований. Это научный сегмент данной структуры. Большая часть преподавателей департамента одновременно является научными сотрудниками.
Это привилегия Высшей школы экономики. Только в нашем национально-исследовательском университете есть такое правило: преподаватель обязательно должен быть ученым. И всех, кто у нас сегодня присутствует и будет учиться, я хочу предупредить, что кроме «фехтования» - знания языков - вам придется позаниматься и философией, которая даст знания того, когда можно пустить в ход «клинок», когда лучше поостеречься, а когда вовсе не стоит использовать силу и можно активировать другие человеческие способности. На данный момент наш научный центр занимается такой острейшей темой 21 века, как положение меньшинства по отношению к большинству. Мы пытаемся найти компромисс, сделать так, чтобы в любой области будь то этническая, культурная, идеологическая, политическая и другие меньшинство и большинство не вступали в конфликт.
Бакалаврская программа «Востоковедение и африканистика» – это программа, которая объединяет департамент, центр и студентов, которые пришли почерпнуть для себя новые знания. И знания эти будут касаться не только современности, но и предшествующих культур изучаемых стран.
Мы стоим на позиции, согласно которой изучать только 21 век - это удел политологов, экономистов и социологов. Востоковед обязательно должен знать корни, предшествующую культуру, и тогда, может быть, ему удастся понять, почему сложилось так, а не иначе. Для этого в нашу программу в обязательном порядке хотя бы сегментарно входит изучение нескольких древних, ныне несуществующих языков. И почти у всех будет курс древнеегипетской культуры со знаменитой египетской символикой и древний Китай со знаменитым древнекитайским представление о мире. Конечно, затрагиваться будет и древняя Индия, и древняя Месопотамия, и современные методы, естественно. В Высшей школе экономике о них, как правило, даже не принято говорить, но уже на первом и втором курсе вы столкнетесь со специалистами «экстра» класса в области социологии, истории, экономики, права. Они - не востоковеды, а наши коллеги с других факультетов, живущие на острие 21 века. В этом отношении нашим студентам порой приходится сложно, потому что им необходимо одновременно смотреть в прошлое и в будущее, а жить-то надо в настоящем. Поэтому на три части приходится делить внутренний мир и жизнь, но это и есть культура, без целостности которой человек не может существовать. И культура – это прежде всего традиции, а традиции – это прошлое, и изучать его необходимо».
Ещё один значимый элемент программы – отсутствие деления студентов по странам. Программа разделена на два профиля. Первый - исследования Восточной и Юго-Восточной Азии, куда входит изучение китайского, японского, вьетнамского, а также в скором времени возможно включение корейского языка. Второй профиль – это ближневосточные исследования: арабский, турецкий, иврит и, в перспективе, персидский. Более того, каждый учащийся изучает два восточных языка.
Один язык – основной, которому на первом курсе уделяется огромное внимание, что опять же отличает нас от многих европейских вузов, где первокурсникам язык преподается очень отвлеченно. Выбор второго языка остается за студентом – это тоже практически нигде не встречается. А вот в выборе первого и основного языка студенту будет оказана профессиональная помощь. Все абитуриенты поступают на данную программу, не указывая, какой язык они будут изучать. Далее их ждёт собеседование, по итогам которого кому-то могут порекомендовать перейти на другой регион.
Дело в том, что выбор между этими двумя направлениями для тех, кто до этого ничем подобным не занимался, может быть решен и с помощью монетки. Лично я поступал много лет назад на японское отделение, а на собеседовании мне сказали, что я - ближневосточник. «Что Вам делать в замкнутом культурном мире японца, куда Вы никогда не попадете, когда Вы хотите быть в гуще, всё чувствовать?». Я действительно колебался в таких глобальных пределах и, наверное, я был бы неплохим японистом. Но я был бы другим человеком, по-другому бы прожил свою жизнь. Поэтому сегодня для тех, кто к нам поступает, это очень важно. Помните, через четыре года ваша жизнь изменится радикально и бесповоротно».
Таким образом, по окончании данной программы студент получает подготовку по двум восточным языкам. Еженедельный объем изучаемых языков в прошлом году составлял 16 часов, однако данная нагрузка оказалась слишком высокой, и поступившие в этом году студенты будут уделять языкам 12 часов в неделю.
Помимо первого восточного языка, со второго курса в учебный план студента добавляются шесть часов второго. Также не стоит забывать о четырех обязательных часах английского, и о двух часах дополнительного языка, которые могут по желанию выбрать студенты, начиная со второго курса. Помимо стандартных для Высшей школы экономики немецкого и французского, на данной программе в перспективе может начаться преподавание португальского. Такой выбор обусловлен тем, что одним из возможных направлений востоковедной деятельности является следование тенденции, которую сегодня символизирует организация БРИКС, куда входит Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика.
В сумме со второго курса количество «языковых» часов увеличивается как минимум до двадцати двух в неделю! Колоссальная нагрузка, которая, однако, в будущем полностью окупается.
Зеленев Евгений Ильич - арабист, исламовед, доктор исторических наук, специалист по истории арабского мира, средневековой, новой и новейшей истории Египта. В 2005-2012 гг. декан Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного универститета. Заведующий кафедрой теории общественного развития стран Азии и Африки.
Учебная и исследовательская деятельность:
- Багдадский университет, Университет Мустансырия, Ирак: арабский язык, политические исследования, история.
- Университет Дамаска, Сирия: история, философия, религии стран Ближнего Востока и Северной Африки.
- Институт Оксфорд, Александрия, Египет: английский язык, информатика, основы предпринимательской деятельности и менеджмента в сфере образования.