• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа на Соловках: как сформировать будущее

Высшая школа экономики совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова (САФУ) провела первую летнюю школу «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага».


В летней школе приняли участие 40 студентов и 19 преподавателей (17 и 7 соответственно от ВШЭ). Со стороны Вышки школа проводилась совместными усилиями московского и петербургского кампусов, поэтому первый, так называемый установочный день прошел в Санкт-Петербурге, где участники прослушали несколько вводных лекций, а также посетили Музей политической истории, Музей истории религии, Соловецкий камень — памятник жертвам политических репрессий. Основная же часть программы Летней школы проходила на Соловецких стровах.

Острова являются памятником Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, и одновременно это территория, где решение любого вопроса требует нахождения компромисса между различными заинтересованными сторонами — администрацией, местными жителями, насельниками монастыря, представителями бизнеса, туристами. Участие в летней школе социологов, историков, менеджеров, экономистов, психологов, специалистов медиа и бизнес-информатики, учащихся магистерских программ по управлению образованием и измерениям в психологии и образовании (а со стороны САФУ — также биологов, физиологов, химиков) позволило объединить знания и практические навыки из разных областей знаний для решения непростных управленческих задач, связанных с разработкой стратегии развития Соловков.

Наиболее важной составляющей программы школы стали занятия, в ходе которых разрабатывались конкретные проекты по пяти направлениям: «Экономика и туризм», «Общество», «Инфраструктура», «Природа и экология», «Образование». Участники школы учились использовать в работе современные методологии форсайт-исследований, включенного наблюдения, экспертных опросов, конткент-анализа документов, целеполагания и стратегического планирования, изучения источников и архивов, полевых исследований биоресурсов (анализ почвы, воды). Проектная работа проходила в смешанных командах, объединивших студентов разных специальностей под руководством модераторов — преподавателей ВШЭ и САФУ. Эти занятия сочетались с лекциями по истории и сакральности, биологическому разнообразнию Соловков, экологической истории и истории соперничества в Арктике.

Эта летняя школа — редкий междисциплинарный синтез гуманитарных и естественнонаучных сфер

В свободное от занятий время участники летней школы смогли познакомиться с природой и достопримечательными местами Соловков — ансамблем Соловецкого монастрыря, историческими памятниками на горе Секирной и Заяцком острове, биостанцией на мысе Белужьем. Интересным дополнением программы стало участие в мастер-классах по традиционным северным ремеслам — Мезенской росписи, керамике, росписи северных пряников-козуль.

Поскольку для разработки серьезных планов развития, включающих, в том числе, финансово-экономические обоснования, требуется время, совместная проектная деятельность студентов ВШЭ и САФУ будет продолжена. Ожидается, что защиты финальных проектных идей состоятся в октябре этого года в Архангельске с участием представителей Правительства Арханельской области и Агентства по развитию Соловецкого архипелага. У актуальных, хорошо проработанных и обоснованных проектов есть все шансы стать частью государственной программы Архангельской области «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага Архангельской области (2014-2019 годы)», Комплекса организационных мер по сохранению и развитию Соловецкого архипелага, утвержденного Правительством РФ, а также быть учтенными при доработке Стратегии развития Соловецкого архипелага как уникального объекта духовного, историко-культурного и природного наследия.

Впечатления участников Летней школы

Татьяна Мешкова, директор Центра ОЭСР-ВШЭ Института статистических исследований и экономики знаний: «Сегодня на Соловках, завтра — в России». Если эта соловецкая пословица работает, то за будущее нашей страны не стоит беспокоиться. На Соловках мы старались совместными усилиями построить образ будущего не только конкретного места, но и страны в целом — страны, в которой все решения принимаются на основе открытого диалога, где есть место государственно-частному партнерству, где возможности международного сотрудничества используются как важный источник развития, где талантливая и неравнодушная молодежь готова работать на благо своей родины.

Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ: «Уникальность территории, истории и современного развития Соловецкого архипелага позволила участникам летней школы приобрести опыт «осознания места», понять необходимость мультидисциплинарного подхода при принятии любых управленческих решений, прочувствовать важность каждого шага. Подготовленные проекты действительно имеют шанс воплощения в жизнь, и это еще один важный результат школы».

Дарья Крысанова, студентка бакалавриата ОП «Социология» петербургского кампуса ВШЭ: «Я горжусь, что мне удалось побывать там и что я смогла внести свою, пусть и малую, лепту в развитие местной инфраструктуры. Говорят, Соловки меняют людей, было бы хорошо, если бы это было истиной, но вряд ли с первого раза работает магия этого места. Конечно, я хочу побывать там еще. И конечно, я вернусь туда снова».

Александра Егоренко, студентка бакалавриата ОП «История» петербургского кампуса ВШЭ: «Я рада, что приняла участие в летней школе, которая разрабатывала практические вопросы развития территории. Во-первых, потому что эта проблема кажется мне действительно важной, и чувствовать свое участие в ее решении было приятно. Во-вторых, мы своими глазами могли увидеть то, что описывают нормативные и стратегические документы, пообщаться с местными жителями. К тому же, я уверена, что пребывание в столь особом месте само по себе является ценным опытом для каждого из нас. В-третьих, было здорово пообщаться с таким большим количеством новых людей, имеющих совершенно разные научные и личные интересы, но объединенных одной задачей».

Подготовили: Татьяна Мешкова, Екатерина Голенкова, участники Летней школы