Закулисье музейной жизни
"Полезное сотрудничество музеев и исследовательских центров становится хорошим примером взаимодействия государственных организаций. Для ГМЗ «Петергоф» практика студентов Высшей школы экономики была первым опытом проведения исследования посетителей музея"- Светлана Пранцузова, специалист сектора изучения истории музейного комплекса ГМЗ «Петергоф»
С 25 по 31 мая прошла научно-исследовательская практика студентов 1 курса магистерской программы «Экономика впечатлений». Практика реализовывалась в рамках исследования Лаборатории экономики культуры и проводилась на территории государственного музея-заповедника «Петергоф». Основная цель проекта - выявление поведенческих практик туристов в зависимости от их удовлетворенности парком и музеем.
По организационным вопросам исследовательской группе очень помогали сотрудники сектора изучения истории музейного комплекса «Петергоф». Коллегами из музея-заповедника была проведена интереснейшая экскурсия по Нижнему парку и Большому дворцу, на которой все участники узнали не только об истории ГМЗ «Петергоф», его культурных объектах, но и были посвящены в тонкости и правила управления туристическими потоками в высокий сезон.
Поскольку оценка факторов среды культурных объектов - новое исследование для лаборатории, неделя практики была посвящена тестированию инструментария исследования. Таким образом, студенты принимали активное участие не только в опросе посетителей музея-заповедника и наблюдении за ними, но и в обсуждениях полуструктурированной анкеты, а также её трансформации в вид, полностью соотносящийся с целями исследования и восприятием вопросов респондентами.
В конце июня планируется проведение круглого стола с коллегами из музея-заповедника, где студенты представят первые аналитические результаты пилотного исследования и получат комментарии коллег о проделанной работе. Также будут намечены направления дальнейшего сотрудничества.
Рассказывают участники и организаторы практики
Светлана Пранцузова, специалист сектора изучения истории музейного комплекса ГМЗ «Петергоф»:
Полезное сотрудничество музеев и исследовательских центров становится хорошим примером взаимодействия государственных организаций. Для ГМЗ «Петергоф» практика студентов Высшей школы экономики была первым опытом проведения исследования посетителей музея. Эта тема важна для понимания аудитории, с которой ты работаешь, что в свою очередь нужно учитывать при разработке выставочных проектов, оформлении музейного пространства и составлении концепций дальнейшей работы с посетителями. Мы надеемся, что регулярные исследования по отработанной методике смогут показать различия посетителей музея в «высокий» и «низкий» сезоны, понять их мотивацию в выборе места для отдыха, а также, возможно, обозначить динамику перемен в аудитории музея.
Однако все это о пользе подобных исследований для музея; что же важного в этой практике могло быть для студентов? Во-первых, это проникновение за кулисы музейной жизни: только так можно понять, насколько сложна музейная деятельность и насколько огромен механизм, ее запускающий. Во-вторых, это именно практика, то есть получение практических навыков, не привычных для менеджеров, но однозначно необходимых для дальнейшей работы в сфере культуры. За эту неделю, что ребята провели в музее, они смогли получить опыт полевого исследования (навыки социологического опроса, включенного наблюдения, ведения дневника) и детально изучить разнообразие посетителей. Думаю, за время практики студенты ВШЭ получили неоценимый опыт социологического исследования и понимания методов изучения аудитории, что, безусловно, пригодится им в дальнейшем в сфере экономики развлечений.
Александра Калмакова, 1 курс, магистерской программы «Экономика впечатлений»:
Во время практики в ГМЗ Петергоф, на тех, кто работал там первые дни (и меня в том числе) выпала наиболее насыщенная и усердная работа. Мы занимались интервьюированием посетителей, по результатам опроса ежедневно обсуждали и модернизировали наш гайд. Это было довольно интересно, потому что удалось почувствовать себя важным звеном в большой цепочке мероприятий, необходимых для исследования. Мне и моим напарникам повезло - нам попадались приветливые респонденты, которые чувствовали, что их мнение важно, и с удовольствием беседовали с нами. Приятным было осознание того, что наша работа не напрасна, что собранные данные реально пригодятся заповеднику.
Среди прочих видов деятельности мне понравились наблюдения за группами туристов на экскурсиях в малых музеях. Кроме практической цели, они были интересны с точки зрения расширения моего кругозора.
Вспоминая время, проведенное в Петергофе, хочется сказать, что это было приятной возможностью не только прокачать свои навыки в качестве исследователя, но и провести время в одном из приятнейших мест России, изучить его вдоль и поперёк, подышать свежим воздухом и узнать о нем много-много нового.
Светлана Жигалина, 1 курс, магистерской программы «Экономика впечатлений»:
На самом деле было здорово, потому что сам Петергоф вдохновляет. Вроде бы ты едешь туда рано утром, весь выходной проводишь там, но вот эта красота вокруг, она делает эту работу отдыхом. Очень приятно слышать от людей, что им тоже нравится Петергоф, нравится то, как люди и работники за ним ухаживают. Приятно, что люди отождествляют самого исследователя с Петергофом, говорят, что им приятно то, что "мы" делаем.