• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Предпочел научную карьеру дипломатической

Иван Саблин, доцент департамента истории НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург рассказывает о своем обучении в магистратуре и о том, какой широкий карьерный выбор дает историческое образование.








































В Петербургском кампусе Высшей школы экономики я работаю с 2013 года и очень рад открытию магистратуры по направлению история. Магистратура, на мой взгляд, самый интересный этап обучения. С одной стороны, у магистрантов уже есть высшее образование, и они могут посвятить время созданию своего индивидуального профессионального профиля, думая о знаниях и навыках, а не о дипломе. С другой – магистранты имеют более или менее оформившийся круг научных интересов, что делает работу с ними чрезвычайно увлекательной. 

 

Сам я закончил две магистратуры, обе из которых были трансдисциплинарными. В магистратуре Факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета я изучал международное сотрудничество в области окружающей среды и развития и работал над анализом экологической политики Индии и Китая. В Гейдельбергском университете я занимался глобальной историей и адаптацией трансдисциплинарных подходов на стыке истории, географии, антропологии, политологии и социологии к изучению прошлого азиатской России. 

 

Знания и навыки, которые я получил в магистратуре, позволили мне сформировать гибкий профессиональный профиль и предоставили возможность широкого карьерного выбора. Я проходил практику в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, но, хотя дипломатическая работа и показалась мне очень привлекательной, я решил продолжить заниматься научной деятельностью. 

 

В своей научной работе я занимаюсь Азиатским регионом в глобальной перспективе. Мое диссертационное исследование, которое я проводил в Гейдельбергском университете, было посвящено изучению взаимосвязей между приграничными регионами России, Монголии и Китая в начале двадцатого века. Интересуют меня также глобальная история девятнадцатого и двадцатого века, колониальная и постколониальная литература, методы геоинформатики в истории, современные международные отношения в Азии, история искусств. 

В Департаменте истории Высшей школы экономики преподаватели должны быть специалистами в своих областях и иметь научные публикации по темам читаемых курсов. Все это нужно для того, чтобы не только владеть материалом, но и знать актуальные научные дискуссии изнутри. Мои широкие научные интересы помогли мне разработать целый ряд курсов по истории международных отношений, исторической географии и геоинформатике, глобальной и сравнительной истории на русском и английском языке. 

 

Мне также очень нравится использовать мультимедийные источники информации в своих исследованиях – фотографии, музыкальные произведения, литературу, карты, произведения искусства – и я помогаю своим студентам формировать навыки работы с разными типами и форматами данных. Работа с мультимедийными источниками позволяет научиться эффективно анализировать информацию и освоить новые способы презентации данных, что сегодня является ключевым фактором успеха в любой профессиональной сфере – от журналистики до государственной службы. 

 

В Высшей школе экономики я занимаюсь не только преподаванием. Вместе со студентам-стажерами и лаборантами мы работаем в проекте «Сравнительные исторические исследования империи и национализма» под руководством Рональда Сюни, ведущего специалиста по политической истории России и Советского Союза. Сам я возглавляю работу научно-учебной группы по географическим информационным системам, в рамках которой историки и лингвисты учатся моделировать социальные и культурные процессы в их динамике. В прошлом году я занимался организацией и проведением первой конференции студентов-историков Высшей школы экономики, которая проходила на английском языке. 

 

Я с нетерпением жду начала занятий в магистратуре и буду рад сотрудничеству с новыми коллегами в научных проектах.