Рolitical scientists и не только
Анна Декальчук, преподаватель департамента прикладной политологии Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук считает, что консерватизм в образовании уже неуместен. ОП «Политология» в Питерской Вышке - очень динамичная программа, быстро развивающаяся и реагирующая на запросы рынка труда.
- Для многих школьников, которые будут поступать, политология - это некая абстрактная сфера, и они не всегда понимают, кем они потом будут. Красиво звучит: "политолог". Кто же такой политолог, где они будут работать, чем будут заниматься?
- Это как раз совершенно замечательная особенность политологии – очень гибкая и многогранная сфера. Некоторые студенты решают в какой-то момент, обычно на третьем или на четвертом курсе, что они пойдут дальше заниматься научной деятельностью. Они становятся учеными-политологами — то, что в англоязычной традиции называется political scientists. С другой стороны, у нас есть студенты, которые не собираются заниматься наукой, и таких большинство, что абсолютно естественно. Многие идут в политическую журналистику, кто-то идёт в органы власти, есть те, кто уже сейчас работает помощниками депутатов Законодательного собрания Петербурга или в региональных органах власти. Ребята также могут заниматься какими-то некоммерческими проектами или же бизнесом. Повторюсь, что знания и навыки, которые студенты приобретают, очень диверсифицированы и могут быть применены не только в тех областях, которые непосредственно связаны с политикой и политической деятельностью.
- Значит, не надо привязываться к названию? Надо посмотреть на суть программы, на то, чему будут обучать, и тогда уже составлять свое представление о перспективах?
- Наша программа проходит довольно значительные трансформации. В 2006 году она была основана как программа преимущественно по российской политике, а в этом году мы решили ее несколько обновить и добавить обязательный международный аспект. Что я имею ввиду: студенты будут изучать политические, экономические и другие процессы, происходящие в России в сравнительной перспективе, то есть они узнают также о международном опыте, об опыте европейских стран. И, таким образом, смогут посмотреть на какие-то проблемы, стоящие перед нашим обществом, в более широкой перспективе. И это, конечно, очень здорово. Мне кажется, что такое изменение ракурса программы должно пойти на пользу студентам, которые будут к нам поступать в ближайшие годы. Ребята, которые в этом году станут студентами, будут учиться уже по обновленной программе.
- То есть для них открываются новые перспективы?
- Да, и это замечательные перспективы. Мы действительно меняем фокус и, более того, будем вводить все больше и больше дисциплин, преподаваемых на английском.
У нас преподается английский язык, а на втором-третьем курсах ребята могут факультативно учить немецкий или французский. И более того, то, что, крайне выгодно отличает нашу программу от любых других политологических программ в Санкт-Петербурге — мы преподаем довольно много сущностных, как обязательных, так и выборных, дисциплин на английском языке. В этом полугодии, например, я преподаю «Введение в мировую экономику и международные отношения» на английском. Конечно, это очень сильно расширяет набор навыков, связанных с говорением, письмом и, в целом, с коммуникацией на английском. Это не просто какие-то теоретические знания грамматики или заученные на занятиях по английскому слова, которые у студентов в голове обычно не задерживаются. Это возможность практиковаться. К тому же, теперь на наши англоязычные курсы могут также ходить иностранные студенты, которые приезжают в Вышку по обмену на определённые программы. Так наши российские студенты оказываются в межнациональной среде и, конечно, это очень здорово. Я в этом смысле ребятам завидую, потому что у меня, когда я училась, такой возможности не было.
- Сейчас стираются границы между странами, и молодежь очень часто старается не только попрактиковаться, но и поработать за рубежом. Скажите, пожалуйста, дипломы, которые будут получать специалисты-политологи, могут заинтересовать иностранного работодателя?
- Я думаю, безусловно. С другой стороны, на мой взгляд, чтобы быть конкурентоспособным на международном рынке, бакалаврской программы, не только российской, не достаточно. Поэтому я рекомендую нашим нынешним студентам после бакалавриата поступать в магистратуру, причем в зарубежную. Не в связи с тем, что мне хочется, чтобы ребята уезжали из России. Напротив, хочется, чтобы они получали образование за рубежом, а потом вернулись с большим опытом, с более широким взглядом на какие-то проблемы и стремились к каким-то высотам именно здесь. Но, конечно, при большом желании можно добиться чего угодно, особенно если ты обладаешь необходимыми навыками, компетенциями и умениями. К слову, в этом году три наших студентки выпускного года обучения еще до защиты дипломных работ узнали о том, что они успешно прошли вступительные испытания и поступили в зарубежные университеты в Великобритании, Венгрии и Эстонии.
- Наверное, можно поступать в магистратуру уже не только на эту специальность, но и расширять свои компетенции в других областях, как Вы думаете?
- У меня есть пример: наш выпускник прошлого года Максим Кочемасов без проблем поступил на магистерскую программу в Европейский университет в Санкт-Петербурге по направлению «Экономика». Потому что помимо нашей непосредственной специальности «политология», мы очень мощно, не побоюсь этого слова, преподаём экономику, а также даем студентам широкие знания в области права.
- Вы уже сказали, что бакалавриат по этой специальности в Вышке отличается от программ в других университетах. Вы можете сказать, в чем отличие?
- Во-первых, я уже упоминала, что многие дисциплины у нас преподаются на английском, чего в большинстве других университетов вообще не делается. Речь идет именно о сущностных дисциплинах. У нас на каждом году обучения есть обязательные англоязычные курсы, а также курсы по выбору. Если студент чувствует себя уверенно в языке, то он может также «добавить» себе дисциплин на английском.
Помимо этого, у нас очень сильное преподавание методов сбора и анализа данных, то есть студент осваивает как качественные, так и количественные методы сбора и анализа данных. Он получает знания в статистике, и, помимо этого, уже с этого года мы ввели полугодовой курс по «теории игр», то есть математическое моделирование для прогностической деятельности, что тоже чрезвычайно востребовано сегодня на рынке труда. В других университетах такие дисциплины в бакалавриате обычно не преподаются вовсе.
Наконец, в этом году в Вышке заработала система майноров. Что это такое? Каждый студент в конце первого курса делает выбор в пользу дополнительной специальности, после чего на втором и третьем курсах он или она помимо основной программы, слушает дисциплины из совершенно другой области. Например, наши ребята-политологи могут выбрать в качестве майонора «Международный бизнес», «Востоковедение» или же «Исследовательский майнор». А если им хочется углубить знания по работе с данными, они могут записаться на майнор «Анализ и обработка данных». Наша программа также делает майнор, открытый как для наших собственных студентов, так и для ребят из других программ — этот майнор называется «Европейское пространство: политика, экономика, культура». Ничего подобного встретить на других политологических программах в Петербурге нельзя.
- То есть там более консервативные программы по сравнению с тем, что можем предложить мы?
- Совершенно верно. Я думаю, что в этом смысле мы - очень динамичная программа, быстро развивающаяся и реагирующая на запросы рынка труда. Консервативное образование действительно зачастую отстаёт от потребностей рынка труда, а мы как раз пытаемся своевременно реагировать на запрос.
- И напоследок, скажите, пожалуйста, что бы Вы пожелали студентам для осуществления правильного выбора?
- Абитуриент стоит перед сложным выбором, и это очевидно. Я довольно хорошо помню себя в момент выбора своей специальности. Мне кажется, что нужно взвешивать все «за» и «против», обязательно смотреть не только на красивое название, но и на содержание программ. Поэтому, я повторюсь, обязательно нужно заходить на страницы программ и смотреть учебные планы. Да и вообще, выбирать то, что действительно интересует и то, что динамично, то, что развивается, то, что не стоит на месте. Потому что, мне кажется, консерватизм в образовании на сегодняшний день уже неуместен.