• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Активизировать все ресурсы

Никита Малыхин, выпускник ОП «Экономика», успешный студент, рассказывает о том, как ему удается совмещать отличную учебу в университете и на военной кафедре, активную общественную жизнь и работу в ЛТРПЭ.

- Никита, расскажи свою историю прихода в Международную лабораторию теории рынков и пространственной экономики (ЛТРПЭ). Почему ты решил заняться наукой?

Мне кажется, что история моего прихода в лабораторию началась задолго до того, как это фактически произошло. Будучи студентом первого курса, мне захотелось испытать на себе жизнь сотрудника банка. Я прошел собеседование и был принят на стажировку в банк БФА, и это не смотря на то, что для ее прохождения необходимо было закончить три курса. Попал я в отдел по бухгалтерскому учету хозяйственных операций. Естественно, мои обязанности заключались в выполнении простейших, довольно неинтересных и утомляющих операций с документами. Уже через месяц эта должность настолько меня разочаровала, что я покинул банк и насладился летними каникулами.  

Не смотря на то, что я вкусил только жизнь сотрудников нижней ступени (познакомиться с обязанностями и распорядком дня аудиторов, трэйдеров и финансовых аналитиков мне удалось только поверхностно), этот опыт полностью отбил мои желания строить карьеру в данной сфере. Мне хотелось прилагать полученные в процессе обучения в вузе теоретические знания, для улучшения жизни людей и делать это не следуя инструкциям, а с развязанными руками и пространством для интеллектуального маневра.

Думаю, это и есть главная причина, подвигнувшая меня рискнуть в тот момент, когда был объвлен конкурс на должность стажера в Лаборатории теории рынков и пространственной экономики, проводящей исследования под руководством всемирно известного ученого Жака-Франсуа Тисса. На основании того, что у меня имелись на тот момент довольно хорошие для второкурсника знания в математическом анализе, экономике и я был участником нескольких научных семинаров, организованных данной лабораторией, меня приняли на должность.

- Расскажи о функциях стажера, какие задачи ты выполняешь? Что тебе больше всего нравится в этой работе?

Обязанностей у стажеров-исследователей довольно мало. Они имеют самую маленькую нагрузку среди всех сотрудников центра. Основные их задачи – это накопление опыта в проведении исследований и участие в научных семинарах, конференциях, воркшопах лаборатории. Иногда мы помогаем в организиции этих конференций/семинаров – подготовке материалов, техники, сопровождении участников. Кроме этого, каждый из стажеров вовлечен в проведение как минимум одного исследовательского проекта. Все рабочие места имеют доступ к информационным ресурсам и современное программное обеспечение, поэтому успех проекта зависит только от трудолюбия самого исследователя. Более того, стажер в любой момент может  получить консультацию, ответ на интересующий вопрос или просто совет у старших научных сотрудников, имеющих более глубокий опыт и обшиные знания. Все сотрудники центра находятся в благожелательных отношениях и готовы помогать друг другу при затруднениях в научной работе.

Наиболее радостные и счастливые минуты в работе исследователя, по моему мнению, случаются при достижении результата. Бывают периоды, когда продвижений в работе нет несколько месяцев и сделать очередной шаг не удается, не смотря на новые и новые попытки. Именно в моменты, когда ответы на долгожданные вопросы находятся, исследователь испытывает радость и удовлетворение от работы, которую он проводил столь долгое время.

Кроме этого, научная деятельность позволяет путешествовать по миру и обмениваться знаниями с профессорами из других стран. Это всегда интересный опыт – столкновение разных культур. Будучи стажером, мне удалось посетить десятки конференций и научных семинаров, принять участие в летней школе и пройти курсы повышения квалификации. А количество новых лиц и имен в моей голове за время работы стало на сотню больше. Такие связи дают возможность получить в будущем дельный совет или помощь.

 - В каких исследовательских проектах ты участвуешь? Ведешь ли ты свои исследования и какие?

В течение последних полутора лет вместе со своим научным руководителем и соавтором Филиппом Ущевым я работаю над теоретической моделью эндогенного формирования структуры города. Работа направлена на объяснение образования таких городских структур, при которых фирмы кластеризуются в центральной части современных городов. Достигнутые предварительные результаты включают в себя серию уравнений, позволяющих описать распределение цен, объемов потреблений продукции и платежей за землю. Данная работа относится к классу моделей монополистической конкуренции и вписывается в тематику лаборатории. Тема пришлась мне по душе не только потому, что, не смотря на обилие теории, она описывает что-то близкое к реальности – города (в частности, Санкт-Петербург является одним из примеров современных городов, которые попадают под рассмотренные модели), фирмы, потребителей, но и интересна мне как человеку, жившему в пяти разных городах и задающемуся вопросами о причинах различий в их структуре. 

-Никита, на протяжении учебы в бакалавриате ты всегда был в топе рейтинга, учился на военной кафедре и совмещал с работой в лаборатории. Поделись своим секретом тайм-менеджмента?

На самом деле никакого секрета нет. Я трачу времени на учебу не больше, чем другие студенты, просто это происходит в более интенсивном режиме. Также как и другие студенты – готовлюсь в последнюю ночь. Просто в условиях ограниченности во времени у меня получается активизировать все свои ресурсы и извлечь из памяти, построить с помощью логики что-то, похожее на хороший ответ с точки зрения преподавателя. Видимо, не все студенты привыкли работать в таком режиме, я же сдавал экзамены еще будучи школьником в лицее №30 и те экзамены были на порядок сложнее.

Говоря о хороших оценках на военной кафедре, я бы сказал, что это обусловлено, скорее, удачей и своевременным исполнением приказов, нежели глубоким знанием материала. Обучение устроено таким образом, что если курсант понимает азы военного дела, то сможет ответить на вопросы по тактической, огневой и другим подготовкам. Вдобавок к азам остается только ответственно относиться к регулярным тренировкам нормативов.

Работа в лаборатории, конечно, занимает время в течение недели, но это количество часов меньше, чем у других студентов, работающих параллельно с учебой. Поэтому им приходится тяжелее, с чем можно связать мои победы в «гонках за оценками».

Свое оставшееся свободное время я провожу за просмотром фильмов, участием в турнирах «Что? Где? Когда?», не пропускаю университетские мероприятия. В частности, отлично провел время на последнем Music Festival. Наверное, все что требуется от человека для того, чтобы его жизнь шла по намеченному пути – это гармония с собой. Нужно уметь правильно отдавать бразды правления - холодному разуму для принятия решений, касающихся карьерных ожиданий, и горячему сердцу для чувств и впечатлений.

 - Сейчас твое обучение в университете подходит к концу, что для тебя значит Питерская Вышка? Что она тебе дала для развития? Какие навыки ты здесь приобрел?

Верно, к сожалению, время обучения в бакалавриате подходит к концу. Думаю, сейчас я к Вышке отношусь больше как к некому институту социализации, нежели как к университету. Безусловно, я получил базовые знания в экономике и расширил свой кругозор на счет того, как можно применять теоретические модели на практике, но этого мало, чтобы успешно продолжать образование на более глубоком уровне в ведущих университетах России и мира. Требуется самостоятельная подготовка дома или каком-либо научном центре. Если говорить о перспективах устроиться на хорошую стажировку в сфере финансов, то Питерской Вышке тоже еще предстоит много работы. Подавляющее большинство студентов моего курса были вынуждены искать место для практики самостоятельно и тем из них, которые устроились в международные компании потребовалось углублять свои знания по английскому языку, бухгалтерскому учету и повторять математический анализ.

Поэтому я ценю Вышку как место, где я встретил уйму интересных и совершенно разных людей. Меня расстраивает тот факт, что скоро я не смогу по различным обстоятельствам видеться с каждым из них. Я получил бесценный опыт, общаясь, гуляя, ссорясь, соревнуясь и отдыхая с ребятами. Кто-то открыл во мне ранее глубоко спрятанные качества, для кого-то я стал маленькой частью жизни. Надеюсь, что об этом никто из студентов не забудет и у нас будут вечера теплых воспоминаний. А в данный момент я выхожу из бакалавриата с багажом навыков, полученных как в университете, на военной кафедре, так и в лаборатории.

 - Никита, какие планы после окончания бакалавриата? Планируешь ли ты дальше заниматься наукой? Поддерживать связь с данной лабораторией?

Сформировавшихся долгосрочных планов у меня нет. Я до сих пор не могу решить для себя, хочу ли я заниматься наукой в течение всей жизни или работать в какой-либо организации, где смог бы применять теорию и результаты исследований на практике. Сейчас я уверен в том, что хочу продолжить обучение за рубежом. Последние полгода я занимался сбором документов и получением международных сертификатов для поступления в европейские ВУЗы на программы Master in Economics. Мои старания не оказались напрасными – некоторые из университетов уже дали положительные ответы о приеме на программу и выделении стипендии.

Да, несомненно, я буду поддерживать связь с CMSSE. Как только ты попадаешь в мир науки, у тебя появляется целая сеть знакомств с самыми разными и интересными людьми. Здесь находится еще одна моя семья, терять возможность общения с которой я не хочу. Лаборатория сильно увеличила мои шансы на продолжение обучения – возможно, я тоже смогу кому-нибудь помочь, например, новому набору стажеров-исследователей. Более того, все еще остается незавершенной моя совместная работа по формированию структуры города и требующая внимания.

Подготовила Наталья Гросс