Экономика. Олимпиада
Очередной этап региональной экономической олимпиады для школьников Санкт-Петербурга прошел на базе Питерской Вышки.
Очередной этап региональной экономической олимпиады для школьников Санкт-Петербурга прошел на базе Питерской Вышки.
В новом здании университета на Кантемировской такое количество гостей принимали впервые. Почти тысяча учащихся из разных школ города приняло участие во втором районном этапе региональной олимпиады школьников по экономике, который традиционно проводится на базе петербургского кампуса НИУ ВШЭ. Университет проводит экономический всерос в Санкт-Петербурге совместно с Центром городских предметных олимпиад для пяти возрастных категорий: 3-4 классы, 5-7 классы, 8 классы, 9-10 и 11 классы.
Часа за два до начала в здание на Кантемировской стали прибывать самые нетерпеливые олимпиадники, кого-то сопровождали родители, кто-то приехал группой от школы или района с сопровождающими преподавателями. Вышка была готова к встрече гостей – в аудиториях новая мебель, в коридорах на всех этажах оборудованы раздевалки, в холле открыт буфет для тех, кому предстоит ждать и волноваться.
На всех этаж студенты-волонтеры. Они встречали, консультировали, регистрировали, провожали по классам. Они же успокаивали, подбадривали, находили «потеряшек», передавали забытые документы и отвечали на самые каверзные вопросы.
В самый пик события, когда школьники стали прибывать массово, к логистическим процессам подключились практически все сотрудники факультета довузовского образования и даже заместитель директора Питерской Вышки Валерий Эрнстович Гордин!
Пока в аудиториях шел усиленный мыслительно-расчетный процесс, учителя и родители имели возможность пообщаться с преподавателями НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, которые подготовили специальные презентации о сдаче ЕГЭ по профильным предметам и об особенностях поступления в вузы в 2015 году, а также мастер-класс по преподаванию экономических дисциплин.
Нина Федоровна Гудкова, 590 лицей, куратор олимпиады в Красносельском районе:
«Я сегодня привезла 19 учеников с 5 по 11 класс. Экономика - популярный предмет и участие в олимпиаде престижно. В нашем лицее мы начинаем знакомить ребят с основами экономической науки с 4 класса, у нас в школе работают кружки, открываются учебные фирмы, проводятся деловые игры. Ребятам нравится творческий характер этой дисциплины, необходимость искать решения, порой даже не стандартные. Мы поощряем наших олимпиадников, сообщаем всей школе о том кто и в каком этапе победил, вручаем грамоты. Подводим промежуточные итоги, подробно разбираем задания, анализируем ошибки, ищем наилучшие решения. Это интересно и тем, кто в олимпиаде не участвовал».
Тарасова Марина Викторовна, 536 школа, Московский район:
«В Московском районе в школьном этапе участвовали многие, но в районный этап прошли лишь двое, нашу ученицу я сегодня и привезла – для нее это серьезное достижение. Экономические знания сейчас важны, многие старшеклассники выбирают это направление для поступления. Даже если в школе экономику, как предмет не преподают, ребята готовятся к олимпиадам самостоятельно, не смотря на серьезные нагрузки в школе. Берут задания из интернета, с учителями советуются. Хорошо, что этот этап проходит на базе Вышки – можно с вузом познакомиться поближе. У вас здание такое замечательное, новое и расположено удобно. А еще нам про новые направления обучения рассказали, интересно!»
Татьяна Петровна Васильева, 273 лицей, Колпинский район:
«У нас физико-математический лицей, ученики 7-11 классов охотно принимают участие в экономической олимпиаде. В этом возрасте они ищут сферу, в которой будут развиваться, наши базовые предметы позволяют выбирать различные направления, в том числе и экономическое, в этой отрасли они видят перспективу, понимают, что такие знания очень важны. У нас экономика – это не самостоятельная дисциплина, а часть обществознания и для ребят олимпиада становится возможностью расширить границы, получить новые представления о предмете. Смотрят, пробуют, решают. Кстати, Вышка многих старшеклассников интересует».
Лексина Елена Васильевна, 425 школа, Кронштадтский район:
«Социально-экономическое направление в старших классах у нас есть, но и в младших у нас много ребят, которым нравится экономика. Сейчас этот предмет по-новому преподается, подчеркивается ее практическая составляющая, игровые формы используются, дистанционные курсы, конкурсы. Поэтому уже в 7-8 классе решение участвовать в олимпиаде ребята принимают осознанно. Кроме того, семья, профессия родителей накладывает свой отпечаток, многие из них с экономической сферой связаны».
Волгин Олег Андреевич, 239 физико-математический лицей:
«Серьезно экономикой интересуются у нас не все, но математические знания помогают тем, кто готовится к олимпиаде по этому предмету. Наши ребята и на всероссийский этап выходили неоднократно, для них это не просто личный интерес и знания, но и возможность для саморазвития, экономика - предмет жизненно необходимый. Есть олимпиады, где к верному решению можно прийти логически, а в экономике надо серьезно готовиться, решать задачи, формулы учить. Тут либо знаешь, либо нет! Как мне кажется, задания прошлых лет, на которые мы ориентировались при подготовке, были попроще, это мне ребята уже сказали».
Ирина Анатольевна Орлова, 408 лицей, Пушкин:
«У нас в районе недавно проходил День Вышки. Было очень интересно, многие ребята задумались о поступлении, интересные перспективы, подходящие по профилю направления. Такие встречи с представителями вуза и олимпиады, проходящие на базе университета, дают школьникам возможность раскрыть себя, проверить свои знания и поверить в свои силы. Это замечательно, ведь, чем шире их представления, тем точнее выбор!».
Родители тоже считают, что участие в олимпиадах мотивирует их детей на развитие, воспитывает ответственность, учит принимать решения и готовит к взрослой жизни. Школьнику, научившемуся чего-то достигать, верно оценивающему свои возможности, будет и в вузе учиться легче.
А вот какой это будет вуз, пока знают не все из них, даже старшеклассники говорили, что им еще предстоит сделать выбор, хотя с направлением определились почти все.
Впечатления от районного тура олимпиады у всех тоже были разные. Малыши в основном были довольны, задания для 5-7 классов не очень сложные, решать экономические кроссворды им было интересно. Ребятам постарше, казалось, что задания были сложнее, тех, что попадались при подготовке, особенно тяжело пришлось тем, у кого экономика предмет не профильный, а времени на дополнительные занятия остается немного. Опытные олимпиадники, говорили, что каждый год в заданиях появляется что-то новое и готовиться надо серьезнее. Впрочем, подведение итогов еще впереди, у кого-то еще будет возможность наверстать упущенное при подготовке к следующему этапу.
Для выпускников победа (или призёрство) в заключительном этапе «Олимпиады СЭО» является путёвкой на экономической факультет любого вуза. Диплом победителя или призёра также может быть приравнен к 100 баллам по ЕГЭ по обществознанию (для поступления на факультеты, где обществознание является непрофильным предметом). Более того, с 2015 года изменены правила приёма в вузы, и теперь учитываются индивидуальные достижения абитуриента. Например, в Высшей Школе Экономики победа или призерство в региональном этапе даёт баллы к портфолио. Для всех остальных возрастных категорий победа на любом этапе олимпиады – это возможность в следующем году принять участие сразу в том этапе олимпиады, в котором вы стали победителем или призером, минуя предыдущие. Поэтому участие в олимпиаде с 3 по 10 класс поможет приблизиться к победе в 11 классе.
Подготовила Светлана Алексеева