«Аспиранты должны быть готовы к конструктивной критике»
Эдуард Понарин, профессор, научный руководитель аспирантуры факультета социологии, заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований
Эдуард Понарин, профессор, научный руководитель аспирантуры факультета социологии, заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований.
- Расскажите о тех проектах, которые уже реализуются аспирантами в вашей лаборатории.
-Изучением антиамериканизма, ислама и терроризма у нас занимается Кирилл Жирков. У него уже есть несколько международных публикаций по этим темам. В своей работе он показал, что антиамериканские настроения в разных странах зависят от уровня ВВП на душу населения. Самые бедные страны, нищие, не могут себе позволить антиамериканизм. Там очень жесткая и беспощадная рациональность. Они любят Америку, им деваться некуда. Лет через 10, наверное, будут любить Китай. В очень богатых странах антиамериканизма тоже не много, потому что они внутри системы, разделяют блага вместе с Соединенными Штатами Америки. В странах со средним уровнем дохода на душу населения, особенно в тех, у которых есть нефть, уровень антиамериканских настроений больше. Это же относится и к исламским странам. Нефтяная отрасль - это отрасль, регулируемая государством; оно собирает с нее доход и воплощает в жизнь свои идеи. Если у вас есть деньги, то вы можете оплачивать все свои желания и даже прихоти и капризы, в том числе и в мировой политике и экономике.
Сотрудница лаборатории Вероника Костенко в этом году уже защищает кандидатскую. Ее тема связана с гендером, с равноправием мужчин и женщин. Она показывает на примере Европы, как отличается уровень либеральных взглядов у мигрантов из исламских стран и у коренного населения Европы. Исследование очень интересное. Мигранты более консервативны по отношению к равноправию женщин, чем европейцы. Но разница в либерализации взглядов у коренных жителей разных стран намного больше, чем в среде мигрантов: например, коренные жители Западной Германии оказались консервативнее мигрантов Швеции. Это означает, что мигранты, в общем-то, усваивают нормы принимающих стран.
Одна из работ другого аспиранта-сотрудника нашей лаборатории Бориса Соколова - проект по пожарам 2010 года: как поменялась поддержка населением президента и правительства России. Оказывается, что после пожаров она возросла. Исследование Бориса показывает, что эмоции в политическом и социальном поведении играют не меньшую роль, чем рациональные причины. Могу привести историческую иллюстрацию. В начале ХХ века Вудро Вильсон, будучи губернатором штата Нью-Джерси, баллотировался в президенты. В целом, население штата его активно поддерживало, исключением оказались только жители побережья, многие из которых проголосовали против него. Дело в том, что в том году было аномально жаркое лето, и в связи с этим на побережье появились акулы, которые съели несколько ныряльщиков. Казалось бы, причем тут Вудро Вилсон? Тем не менее, жители были недовольны и, соответственно, проголосовали против Вудро Вильсона, то есть на принятие решения повлияли эмоции. В России складывается другая ситуация. Люди пострадали от пожаров, казалось бы, они должны сердиться, но в России наоборот поддержка президента выросла. Возможно, это связано с тем, что у нас такие сильные патерналистские устои. Народ рассчитывает на то, что царь поможет. С другой стороны, нужно признать, что правительство действительно отстроило дома, пострадавшим выплатили компенсации.
Темы наших аспирантов затрагивают маленькую часть исследовательских интересов нашей лаборатории. Одновременно у нас в лаборатории идет порядка сорока проектов.
-Можно как-то объединить темы, обозначить исследовательскую канву для будущих аспирантов?
-Прежде всего, это социальные изменения: как происходит эволюция общества, какие силы вызывают изменения, какие действуют механизмы. Допустим, есть механизмы смены поколений, когда нормы и ценности передается от старшего поколения младшему. Есть механизмы, связанные с социальным классом, когда в среде элиты, лучшей части общества, появляются новые практики, которые от нее передается среднему и рабочему классу. Часть наших исследований уходит в древность – пытаемся заниматься клиометрией, измерением истории, оцениваем механизмы социальных изменений в те времена, когда массовых опросов не проводили.
Следующее важное направление - ценности: за счет чего происходит изменение ценностей и как они влияют на экономическую и политическую ситуацию. Мы пытаемся сравнивать общества на разных стадиях развития и из этого делать выводы о том, как происходит эволюция общества и человечества.
Еще один широкий спектр тем, который немного отличается от предыдущих, - счастье и здоровье (в том числе несчастье и нездоровье, например, самоубийство), толерантность, культурное разнообразие и миграция. Современное общество характеризуется высокой мобильностью, в том числе и географической. Люди приезжают из разных мест, практически во всех странах сейчас много мигрантов: и в Европе, и в Северной Америке, и в России. И нам нужно уметь уживаться всем вместе. По самоубийствам только что вышла моя публикация о влиянии внешних культурных, спортивных, экономических и религиозных событий на количество суицидов.
- К чему нужно готовиться аспиранту, выбирающему Вас в качестве научного руководителя или желающему работать в вашей лаборатории.
- Аспиранты должны быть готовы к конструктивной критике. У них могут быть свои представления о том, как должна выглядеть научная работа. А мы руку уже набили, особенно в межстрановых исследованиях, и представляем, как развивать исследовательские проекты молодых ученых. У лаборатории большая международная сеть сотрудников: помимо штатных работников, порядка 40 молодых ученых, аспирантов и студентов в области общественных наук приезжают на наши конференции, чтобы получить обратную связь от нас. Для того, чтобы стать членом нашей международной сети, люди подают заявку, которая либо одобряется, либо нет. Иногда эти заявки нуждаются в доработке, о чем мы говорим соискателям. Безусловно, мы стараемся максимально спасти тему исследований претендентов, но при этом корректируем ее, смещаем акценты и т.д.
Еще один немаловажный момент - сотрудники лаборатории и аспиранты, в том числе, являются независимыми исследователями, которые защищают свои индивидуальные проекты, представляют их на научных конференциях и семинарах. Регулярно, три раза в год, наши аспиранты отчитываются об участии в таких мероприятиях. За этим наблюдают и оценивают их успехи наши международные партнеры, дисскусанты, экспертный совет, в который, помимо меня, входит профессор Рональд Инглхарт и другие ученые. У нас довольно строгие критерии, поэтому аспиранту, придется трезво оценивать актуальность и жизнеспособность исследуемой тематики и достаточно активно участвовать в научных международных мероприятиях.
Беседовала Елена Грузинская