• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В академическую аспирантуру нужно идти тому, кто хочет жить в университетской среде, работать в университете»

В прошлом году в нашем кампусе впервые открылась академическая аспирантура по истории, в этом году она пополнилась   еще одним направлением – социологией. О том, почему Вышка заинтересована в развитии академической аспирантуры, чем она отличается от классической и какие перспективы открываются пред студентами-аспирантами во время обучения и после, мы побеседовали с Юлией Васильевой, начальником учебно-методического отдела НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург.

В прошлом году в нашем кампусе впервые открылась академическая аспирантура по истории, в этом году она пополнилась   еще одним направлением – социологией. О том, почему Вышка заинтересована в развитии академической аспирантуры, чем она отличается от классической и какие перспективы открываются пред студентами-аспирантами во время обучения и после, мы побеседовали с Юлией Васильевой, начальником учебно-методического отдела НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург.

- Юлия Сергеевна, в чем главное отличие академической аспирантуры, почему аспирантам интереснее обучаться именно по такой программе?

- Академическая аспирантура - это аспирантура полного дня, т.е. аспирант находится весь рабочий день в университете. Часть дня занимает обучение, так как это обучающая программа, т.е. это лекции, семинары, мастер-классы; другую - непосредственно научная работа.    Академические аспиранты обязательно участвуют в научных проектах университета. Они устраиваются на работу на исследовательские позиции в научные подразделения: лаборатории и центры. При этом, что немаловажно, аспиранту назначается повышенная стипендия в размере 30 тысяч рублей. Таким образом, имея рабочее место, он полный день находится в университет и занимается наукой, занимается своим исследованием.  Выбор такой аспирантуры должен быть тщательно взвешен, в академическую аспирантуру нужно идти тому, кто хочет жить в университетской среде, работать в университете.

Хотелось бы подчеркнуть, что академическая аспирантура максимально приближена к западной модели подготовки, PHD, например. Аспиранты живут в научных коллективах, здесь решают свои научные проблемы, и мы создаем для этого все условия. Широкая научная арена, на которую имеет выход Высшая школа экономики, находится в распоряжении аспирантов. Они могут участвовать в международных научных конференциях, семинарах, печататься в изданиях высокого уровня. Имеют возможность общаться с большими учеными.  Академическая аспирантура -  это комплекс условий, который создает университет для талантливого ученого. Мы выращиваем ученого. Это часть Вышкинской системы поддержки талантов.

-Международные стажировки и практики – это то, что является важной составляющей обучения.  Какие возможности есть у аспирантов в этом направлении?

- Академическим аспирантам вуз гарантирует поддержку в организации зарубежных стажировок. Это выгодно отличает академическую аспирантуру от классической. Мы, конечно, стараемся помогать всем нашим аспирантам, однако, гарантии  даем только академическим. Основной целью зарубежных стажировок является знакомство с другой академической средой, возможность работать над исследованием под руководством зарубежного ученого, что, безусловно, расширяет возможности аспиранта в построении своей академической траектории.

Вуз в данном случае полностью берет на себя расходы по обучению аспиранта и проживанию . 

- Выдвигаются ли какие-либо дополнительные требования к студентам, поступающим на академическую аспирантуру?

Аспиранты подают такие же документы, как и в любую аспирантуру в соответствии с Правилами приема. Но при поступлении в академическую аспирантуру они должны дополнительно предоставить сертификат academic IELTS, либо сертификат TOEFL IBT (InternetBased), TOEFL PBT (PaperBased), подтверждающий знания английского языка. Также готовится мотивационное письмо на английском языке, в котором объясняется, почему они выбрали именно это направление и какой научной проблемой они занимаются, какие у них ожидания от учебы в Вышке.

Также следует представить рекомендательные письма. Дополнительно от будущих аспирантов требуются тексты их научных публикаций или, в случае отсутствия таковых, – реферат.  На реферат и статьи выдается рецензия, прежде всего, научным руководителем.  После чего, по совокупности всех предоставленных документов и собеседования, приемная комиссия принимает решение о зачислении.

-После поступления аспирант становится сотрудником вуза?

-Абсолютно верно. Параллельно процессу обучения у него идет трудовой стаж. Студент- аспирант, как и все сотрудники вуза, имеет право на социальные льготы: оплачиваемый отпуск, больничный и т.д.

Если говорить о научной составляющей, то аспираты трудоустраиваются в лаборатории и центры нашего кампуса, такие как Центр исторических исследований по направлению «История», по «Социологии» - Научно-учебная лаборатория "Социология образования и науки", Центр молодежных исследований, Лаборатория сравнительных социальных исследований, Лаборатория интернет-исследований.  

- Аспирант три года работает в вузе, а какие возможности открываются после окончания аспирантуры? Каковы траектории дальнейшего, в том числе, карьерного развития есть у выпускников?

- Мы гарантий по трудоустройству не даем. Но вся эта идея академической аспирантуры нужна, в том числе, и для воспроизводства собственных научных кадров, для поддержания и развития собственных научных школ. После окончания аспирантуры, даже если выпускник уходит работать в другую научную лабораторию, в другой вуз, то там он создаст ветвь уже нашей научной школы; это если мы говорим о глобальной мисси.

А траектории могут быть самые разные. Мы готовим людей, готовых жить в академической среде. Они становятся либо учеными, либо преподавателями в различных университетах. Причем модель академической аспирантуры построена так, что позволит выпускникам легко адаптироваться в зарубежной академической среде, т.е. мы готовим ученых мира, но ждем наших выпускников обратно уже в качестве опытных ученых и преподавателей.

Беседовала Елена Грузинская