• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа в большом городе

На дискуссионной панели «Школа в пространстве мегаполиса» говорили о непростых взаимоотношениях школы и мегаполиса, образовательных возможностях, которые предоставляет город школьнику и о городском образовательном пространстве в целом.

На дискуссионной панели «Школа в пространстве мегаполиса» говорили о непростых взаимоотношениях школы и мегаполиса, образовательных возможностях, которые предоставляет город школьнику и о городском образовательном пространстве в целом.

Прежде чем к панели подключились эксперты образования, слово дали школьникам 9-11-х классов 233-й школы Невского района. Из их выступления присутствующие узнали, что основными проблемами, с которыми школьники столкнулись за время обучения в школе, являются недостаток времени на самообразование и увлечения, а также преподавание ненужных предметов в выпускных классах. «Зачем нам нужны три урока физкультуры в неделю? Для чего задавать так много домашних заданий по предметам, по которым мы не сдаем экзамены?» - выразил общее мнение Антон Фомин. Выступающие отметили, что Санкт-Петербург — это город, замечательных возможностей для самообразования, город таких образовательных пространств, как театры, музеи, выставки и кружки, но из-за дефицита свободного времени, а также нехватки средств, ведь билеты в театр или музей отнюдь не дешевы, далеко не все школьники могут воспользоваться этой возможностью. В качестве альтернативы школьники предложили включить в школьную программу обязательное посещение музеев по льготным тарифам. 


Директор Центра социально-экономического развития школы Сергей Косарецкий продолжил обсуждение доступности дополнительного образования, в своих тезис он опирался на опыт Москвы. Например, в столице существует проект «музейные субботы» - около 170 музеев Москвы дарят возможность школьным группам бесплатно посетить экскурсии, лекции и мастер-классы. Это частично снимает вопрос доступности культурного образования для малообеспеченных семей, но не решает ее полностью. Косарецкий подметил, что Москва с радостью подхватывает новые образовательные тенденции: создание образовательных центров на базе парков и арт-кластеров, эксплораториумов и интеракториумов, формат которых позволяет получить наглядное представление об окружающем мире. Если же говорить о тенденциях школьного образования, то стоит обратить внимание на так называемое «семейное образование», предназначенное для семей, которым не нравится школьная система обучения, но, тем не менее, они хотели бы дать своему ребенку достойное образование. В подтверждение тезиса «Образование должно использовать все ресурсы» Сергей Геннадьевич предложил в будущем формировать старшие классы школы на базе ведущих вузов страны, как это делает, например, Высшая школа экономики: в новом учебном году лицей на базе ВШЭ планирует принять около семисот старшеклассников.

Олег Лебедев, научный руководитель факультета довузовского образования питерского кампуса Вышки, в докладе «Мегаполис как центр интеграции образовательных инициатив» подтвердил, что школа дает знания, которые часто бесполезны в будущем, и что школа как институт требует преобразований. Но инициатива должна при этом исходить не «сверху», так как нет зачастую доверия в отношении эффективности и оправданности такого рода инициатив, и не «снизу», а «сбоку», то есть, путем взаимодействия школ и региона, так как «у регионов имеются ресурсы для их осуществления». В целом школьное образование не требует серьезных нововведений, разве что предметно-методическая область предполагает широкие возможности для экспериментов и усовершенствований. Так, Лебедев отметил, что Высшая школа экономики, а в частности питерская Вышка, могла бы стать центром разработки инноваций в преподавании общественных дисциплин: «Петербургский кампус Высшей школы экономики располагает как ресурсами, так и квалифицированными кадрами для осуществления инноваций. Их основой должны быть не интересы вуза, заключающиеся в привлечении абитуриентов, а решение проблемы качества образования».

Обсуждением одних только результатов исследований отечественной образовательной системы участники дискуссионной панели не ограничились, смотрели и опыт зарубежных стран. Декан ФПО НИУ ВШЭ Светлана Баронене, изучив школьную практику в Финляндии, считает, что основными «ловушками» отечественной школы являются оценка успехов учеников по плановым показателям и поддержка соревновательного духа среди школьников. Эти явления Светлана Баронене считает издержками образовательной парадигмы, которую она называет «парадигмой результата», ориентированной на результат в будущем и на победу над другими. По мнению Баронене, образование в школе требует переориентации на «парадигму процесса», основанную на победу над собой, развитие своей индивидуальности и получение удовольствия от самого процесса обучения.

Кроме традиционных форм дополнительного образования обсуждали и совершенно новые способы образования, например, такие, как эдьютейнмент, что в переводе означает «обучение через увлечение» или «обучение как побочный результат увлечения». Это понятие включает в себя нестандартные развлекательные методы образования, например, такие, как проведение бесплатных лекций, «башни знаний» - образовательные программы, совмещенные с компьютерной игрой, в которой для перехода на новый уровень необходимо  правильное решение задания, а также учебники по фотоискусству, предлагаемые в  некоторых петербургских кафе и ресторанах. В качестве новых форматов образовательных мероприятий можно вспомнить о Science slam — событие, включающее в себя чтение лекций молодыми учеными в барах, клубах и других развлекательных заведениях и  «Печа-куча» - формат выступления в виде защиты презентации, ограниченной двадцатью слайдами, причем на презентацию каждого слайда дается только двадцать секунд.   Заведующая кафедрой непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента Елена Казакова отметила, что эдьютейнмент — это уникальное явление, представляющее собой новую нестандартную форму образования, и именно это делает его таким привлекательным в глазах молодежи. Говоря о перспективах взаимодействия и возможной интеграции эдьютейнмента в школьную образовательную среду, Казакова отметила, что здесь существует три решения: бороться с этим явлением, игнорировать его, как, например, институт репетиторства (Елена Козакова считает недостаточной квалификацию большинства репетиторов). А можно позаимствовать механизмы эдьютейнмента, что сделает обучающий процесс в школе только увлекательным, а значит, полезным для школьников.

В ходе бурной и живой дискуссии, в которую включались не только докладчики, но и гости конференции не раз была подчеркнута важность установления прочных связей между участниками образовательного процесса — учителями и учениками, вузами и школами. Также появилась потребность в создании исследовательского проекта Вышки, который бы затрагивал проблемы образовательного пространства в больших городах — и в открытии соответствующих магистерских программ, которые бы обеспечивали подготовку квалифицированных кадровых ресурсов для решения этих проблем. По словам модератора, профессора кафедры институциональной экономики НИУ ВШЭ Леонида Илюшина, этот вопрос требует тщательного всестороннего изучения и активного использования и внедрения примеров из уже имеющейся практики.

Подготовила Юлия Медведева, фото Никиты Локтионова