Зачем нам Крым?
Пожалуй, сложно найти вопрос более актуальный в свете последних событий. Есть ли экономические или политические выгоды от вхождения Крыма в состав Российской Федерации попробовали выяснить участники круглого стола, прошедшего 17 марта на отделении прикладной политологии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург при участии Студенческого научного общества и молодежного отделения Российской ассоциации политической науки.
Пожалуй, сложно найти вопрос более актуальный в свете последних событий. Есть ли экономические или политические выгоды от вхождения Крыма в состав Российской Федерации попробовали выяснить участники круглого стола, прошедшего 17 марта на отделении прикладной политологии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург при участии Студенческого научного общества и молодежного отделения Российской ассоциации политической науки.
Чтобы дать ответ на столь серьезный вопрос, студенты СПбГУ, РГПУ им. Герцена и петербургского кампуса НИУ ВШЭ поговорили об истории, экономике, международных отношениях и политических особенностях Крыма.
Крым в составе Российской империи с 1783 года. В 1954 году Крымская область была переведена в юрисдикцию Украинской ССР. Называются различные причины такого решения, однако основная из них заключается в попытке исправить ситуацию после серьезного экономического упадка Крыма в результате выселения с его территории крымских татар, основных работников в сельском хозяйстве полуострова и местной промышленности. Выселили татар в 1944 году, сразу после освобождения советскими войсками оккупированного немцами Крыма из-за мнимого или реального пособничества фашистской Германии. В 1990-е Крым принял собственную конституцию, избрал своего президента, но остался в составе Украины как автономная республика.
Экономика Крыма, несмотря на общепринятое мнение, далеко не самая успешная в Украине. Региональный валовый продукт РВП) занимает всего 3-4% от общего ВВП страны, и это учитывая тот факт, что Крым - один из самых дотационных регионов Украины. По различным оценкам, Крым не в состоянии самостоятельно обеспечивать себе электроэнергией, интернетом, телекоммуникациями и пресной водой. Все источники жизнедеятельности региона находятся на территории Украины, а потому, Крыму придется покупать их, а России в ускоренном темпе строить необходимые вышки, станции и так далее. По предварительным подсчетам в ближайшее время Россия должна будет потратить порядка 3 млрд долларов на минимальное обеспечение Крыма. Стоит напомнить и о мосте, который намереваются строить еще с 2010 года между Керчью и Таманским полуостровом. Стоимость его так же оценивается в 3 млрд долларов и совершенно очевидно, что этот вопрос должен решиться в ближайшее время.
Стоимость арендной платы за Черноморский Флот Российской Федерации в будущем должна была составить 100 млн долларов. Теперь эти деньги платить некому, что означает экономию средств для России с одной стороны, а с другой - в сотни раз более серьезные расходы на содержание Крыма.
С политическими выгодами для России ситуация складывается еще сложнее. Прежде всего, обострились отношения с Западом. Россия уже получила некоторые санкции от США, такие как заморозка счетов политических деятелей, и угрозу исключения из G8. Насколько серьезными в итоге станут политические и экономические санкции, и сможет ли Россия их нейтрализовать пока не ясно. Мнения экспертов по этому вопросу расходятся: кто-то считает, что серьезных потерь не будет, кто-то настроен более пессимистично.
Существует ряд стран, играющий огромную роль в обеспечении региональной или геополитической безопасности России. Некоторые эксперты прогнозируют схожую с Крымом ситуацию для Белоруссии, Казахстана и Грузии. Эти страны служат щитом России на азиатском и европейском направлениях, именно там находятся ключевые индустриальные или сельскохозяйственные объекты, чье взаимодействие с экономикой России нельзя недооценивать.
Вопросы «Что произошло с Крымом? Показала ли Россия зубы всему миру или же использовала такой шаг для укрепления внутриполитической ситуации?» так и остались открытыми в рамках круглого стола СНО политологов и их гостей. Эксперты продолжают гадать, однако реальные последствия предвидеть никто не может.
Подготовила Виктория Полторацкая, фотографии Дарьи Скороходовой