Экономисты НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург выявили причины устойчивости семейного бизнеса
Ученые Питерской Вышки проанализировали пути адаптации среднего и малого бизнеса к международным ограничениям. В фокусе внимания исследователей — стратегии семейных компаний. Исследование опубликовано в журнале FIIB Business Review.

Несмотря на цикличность экономических процессов, каждый кризис требует от предпринимателей нестандартного взгляда на ситуацию. Международная экономическая турбулентность сказывается не только на крупном бизнесе, но и субъектах малого и среднего предпринимательства. По оценке Министерства экономического развития РФ, на начало 2026 года к субъектам МСП относятся более шести миллионов компаний. Часть из них — семейный бизнес, внутренние процессы в котором редко попадают в фокус внимания ученых.
Младший научный сотрудник Центра стратегического предпринимательства Екатерина Козаченко вместе с соавторами Илоной Рыштейн, Вирджинией Бодоликой и Галиной Широковой проанализировали стратегии, которые помогают поддерживать устойчивость семейных предприятий. Основой исследования стали качественные интервью с представителями разных секторов экономики. По ее словам, для руководителей таких форм бизнеса характерно эмоциональное вовлечение в проекты. Многие воспринимают предпринимательство как стиль жизни, а компанию — как «ребенка». Это создает уникальные паттерны поведения собственников и топ-менеджеров.
Екатерина Козаченко
Младший научный сотрудник Центра стратегического предпринимательства
«Малый и средний бизнес наиболее подвержен турбулентным ситуациям во внешней среде. Это может быть обусловлено ограниченным доступом к ресурсам и низкими финансовыми резервами. В то же время субъекты МСП зачастую являются более инновационными, что открывает разные возможности для адаптации к изменяющимся экономическим условиям, — отмечает Екатерина Козаченко. — Эмоциональная вовлеченность собственников в семейных фирмах приводит к выбору стратегии «выжидания и наблюдения». Предприниматели не стремятся сиюминутно реагировать на экономические удары, а анализируют ситуацию в динамике и пытаются найти новые возможности для развития. С точки зрения ответа на экономические ограничения, именно эта модель поведения в совокупности с поддержанием отношений с контрагентами приводит к устойчивому восстановлению бизнеса».
Осторожность в принятии решений, по словам ученого, обусловлена осознанием уровня риска: быстрое, но неправильное решение влечет не только убытки, но и подрывает перспективу сохранения и передачи бизнеса будущим поколениям.
Еще один элемент устойчивости к международным ограничениям — сама структура компаний. Семейный бизнес часто характеризуется большей лояльностью сотрудников, а родственные связи между руководителями и собственниками могут обеспечивать преемственность знаний, компетенций и неформальных связей с партнерами.
Генеральные директора несемейных коммерческих компаний, наоборот, отличаются сдержанностью и прагматизмом. Они в большей степени ориентированы исключительно на финансовый результат и считают сохранение бизнеса способом монетизации знаний, а не долгом всей жизни.
«В рамках кризисов работают разные стратегии. С точки зрения адаптации к турбулентности, руководители организаций могут многое перенять у семейного бизнеса. Стратегия выжидания, действительно, показала свою эффективность. Она помогает принимать решение об инвестировании или запуске проектов в тот момент, когда на рынке появляется опыт работы с ограничениями», — резюмирует Екатерина Козаченко.
Выявленные командой Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург особенности семейных предприятий могут стать основой практических рекомендаций для руководителей высшего звена и представителей государственных органов.

