• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философ НИУ ВШЭ впервые описал новое психоэмоциональное состояние современного человека — «аффект зомби»

Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов представил концепцию трансформации человеческих эмоций и переживаний в условиях цифровизации. Он описал феномен «аффекта зомби» и объяснил, почему социальные сети вместо классического катарсиса предлагают пользователям эмоциональное «прижигание».

Философ НИУ ВШЭ впервые описал новое психоэмоциональное состояние современного человека — «аффект зомби»

© istockphoto.com/ru

Главным открытием исследования заведующего Лабораторией критической теории культуры Питерской Вышки Ивана Микиртумова стало описание специфического состояния, которое философ назвал «аффектом зомби». Этот термин описывает тревогу, возникающую из-за ненадежности цифровых образов. Подобно тому, как в фильмах ужасов неопасные мертвецы вдруг оживают и начинают преследовать героев, так и «умерщвленная», упакованная в цифру реальность может внезапно повести себя непредсказуемо.

Иван Микиртумов

заведующий Лабораторией критической теории культуры

«Представьте, что вы месяцами планировали путешествие в горы, изучали красочные фотографии в интернете, смотрели видеоотзывы туристов. Приезжаете на место — и начинается шторм, все идет наперекосяк. Разочарование оказывается гораздо сильнее, чем могло бы быть просто от плохой погоды. Почему? Потому что вы столкнулись не с капризами природы, а с крушением тщательно выстроенного цифрового образа реальности. Вы заранее получили препарированный, приготовленный чужой опыт, и он был таким, как надо. И когда эта натура вдруг ведет себя не так, как мы ожидали на основе ее цифрового образа, возникает специфическая тревога», — объясняет заведующий Лабораторией критической теории культуры Питерской Вышки.

Платформы, интерфейсы, информационные системы создают у современного человека иллюзию полного контроля над действительностью. Аффект зомби — это страх того, что репрезентация обманет, выйдя за рамки созданного цифрового сценария. Из-за этого умеренная тревога становится неотъемлемым фоном жизни в цифровой среде: мы наслаждаемся контролем над виртуальным миром, но подсознательно ждем подвоха.

«Исследование также объясняет парадокс «сетевого одиночества», — рассказывает философ. — Он связан с тем, что широкие возможности для онлайн-общения одновременно ослабляют реальные связи. Взаимодействие в сети оказывается поверхностным и лишенным личностного контакта. Возникает состояние, когда внешне социальная жизнь кажется успешной и насыщенной, но на психологическом уровне ощущается острая нехватка подлинности. Любую эмоцию можно трансформировать в лайк — в итоге мы получаем коммуникацию без близости».

Иван Микиртумов обращает внимание на то, что в обществе меняется и переживание эмоций. Если в классической культуре искусство должно приводить к катарсису — очищению души через сопереживание, то цифровая среда предлагает иной механизм. Профессор философии называет его «каутериазм», или прижигание. Когда пользователь сталкивается с травмирующим или сложным переживанием, сеть позволяет не проживать его глубоко.

«Например, гнев или возмущение можно моментально конвертировать в комментарий, — поясняет исследователь. — Эмоция превращается в знак, символ, она обезвреживается и становится декоративной, но настоящего разрешения внутреннего конфликта не происходит. Символическое начинает доминировать над актуальным».

Исследование также объясняет современный тренд на сиквелы и ремейки в кино и игровой индустрии. По мнению ученого, из-за высокой «цифровой тревожности» аудитория подсознательно избегает нового содержания — внимание смещается на интерфейс и форму подачи. Узнавание знакомого в новой технической упаковке дает иллюзию контроля и избавляет от тревоги перед новизной.

«Умеренная цифровая тревога нужна человеку, она играет важную сигнальную роль, напоминая о ненадежности виртуальных конструкций. Сильная тревога доставляла бы много дискомфорта, а совсем без нее мы не можем обойтись, потому что часть нашей жизни целиком зависит от интерфейсов, платформ и онлайн-сервисов. И всегда есть опасность, что все полетит кувырком. Но так мы остаемся людьми», — резюмирует профессор.

Исследование выполнено в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде» и опубликовано в журнале Galactica Media.

Работа над проектом Российского научного фонда продолжится еще два года. На следующем этапе коллектив ученых планирует изучить, что происходит с цифровой идентичностью человека в различных ситуациях онлайн-взаимодействия. Понимание этих механизмов необходимо для адаптации к реальности, где граница между живым переживанием и его цифровой копией становится все более зыбкой.