На медиасеминаре Питерской Вышки обсудили новую миссию СМИ в эпоху нейропоиска
Цифровые платформы — партнеры или конкуренты для СМИ? На традиционном семинаре «Современные медиа: структура и эффекты» студенты Питерской Вышки вместе с контент-директором «РБК Тренды» Иваном Звягиным разбирались, какую роль получат медиа в эпоху нейропоиска.

В последнее время редакции многих СМИ фиксируют сокращение трафика на сайты. Одна из причин — изменение модели поисковой выдачи, когда на запрос пользователя формируются блоки с ответами, сгенерированными нейросетями.
Как рассказал product-owner направления ИИ в РБК и контент-директор «РБК Трендов» Иван Звягин, система выбирает лишь части исходного текста, компилируя их с другими источниками. Потенциальный читатель медиа получает быстрый ответ и не переходит на страницу СМИ. По словам эксперта, ИИ уже отвечает на 33 % новостных запросов. А форматы «как называется» и «как сделать» искусственный интеллект успешно обрабатывает в 67 % случаев.
Для журналистов и медиаменеджеров изменение привычек читателей становится стимулом для поиска новых решений.
«СМИ становятся поставщиками данных для больших моделей. Конкуренция сводится уже не к самому контенту, а к фрагментам информации. Функционально одно из самых простых решений — закрыть новости от индексации нейросетями. Другой вариант — переход к сервисной модели: создание собственных ботов и агентов, продуктов для пользователей, интеграция комментариев, использование прямых каналов дистрибуции — роль социальных сетей и офлайна по-прежнему высока. Но в любом случае диалог о справедливом распределении выгод между медиа и экосистемами необходим. И, кажется, он уже начинается», — поделился Иван Звягин.
Доцент департамента медиа НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Евгений Зинин добавил, что использование нейросетей в медиа становится неизбежным.
«Все ассистенты созданы для увеличения продуктивности компаний. Если отказаться от использования ИИ-инструментов, медиа начнут проигрывать конкурентам по скорости и издержкам», — подчеркнул он.
Профессор департамента медиа Сергей Вартанов напомнил, что главный ресурс больших языковых моделей — данные, а их в том числе генерируют СМИ. Именно это позволяет медиа вести конструктивный диалог с экосистемами и сохранять свою идентичность.
«Издания перестают быть конечной точкой внимания пользователей. В будущем это может повлиять на механизмы монетизации медиа, — пояснил профессор Питерской Вышки. — В то же время экосистемы не смогут сформировать выдачу без источников информации. Поэтому и СМИ, и цифровые платформы должны стать партнерами. Этот диалог уже начинается».

По мнению заведующего кафедрой новых медиа и теории коммуникации МГУ имени М. В. Ломоносова Андрея Вырковского, трансформация СМИ — это лишь пазл в глобальном технологическом сдвиге.
«Технологическая борьба за внимание аудитории идет уже десятки лет. Мы видим, что прогнозы об исчезновении маленьких медиа после появления новостных агрегаторов не сбылись. Наоборот, они смогли получить часть трафика за счет рерайта текстов крупных игроков индустрии. Очевидно, что сейчас мы делаем шаги к абсолютно новому и непредсказуемому миру», — резюмировал Андрей Вырковский.
Участники семинара сошлись во мнении, что скорость и глобальность изменений, которые приносят новые технологии в медиа, пока не позволяют точно прогнозировать, как СМИ будут работать через несколько лет. Однако успех изданий будет связан не только с высокой адаптивностью к технологическим изменениям, но и с нестандартными решениями.
Семинар «Современные медиа: структура и эффекты» ежемесячно объединяет экспертов медиаотрасли и ученых, исследующих тренды медиапространства. Вместе с лидерами индустрии студенты Питерской Вышки и гости мероприятия дискутируют о трендах СМИ и рисуют картину будущего журналистики. Научные руководители семинара — директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анна Тышецкая и профессор департамента медиа Сергей Вартанов.

