• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«От Диккенса до Чехова»: преподаватель Питерской Вышки провела курс по литературе для мексиканских студентов

Заместитель декана по научной работе Школы гуманитарных наук и искусств Рената Горошкова стала участницей Летней школы Народного автономного университета штата Пуэбла (UPAEP). Почему мексиканцы никуда не спешат, в чем сходство и различие России и Мексики — читайте в нашем материале.

«От Диккенса до Чехова»: преподаватель Питерской Вышки провела курс по литературе для мексиканских студентов

Фото предоставлено Ренатой Горошковой

Летняя школа UPAEP была посвящена академическому межкультурному обмену, изучению мексиканских традиций и международному сотрудничеству. Иностранные преподаватели встраивались в учебный процесс и читали лекции местным студентам. В программу вошли экономические, медицинские, гуманитарные и социальные дисциплины. Участниками стали более 60 профессоров из Индии, Испании, Перу, Аргентины, Италии, Великобритании, Чили, Колумбии, Малайзии, США, Канады, Филиппин и других стран. 

В их числе — преподаватели Школы дизайна Иван Куликов и Дарина Поликарпова, а также заместитель декана по научной работе Школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Рената Горошкова. Она провела курс по классической литературе XIX–XX веков для 30 студентов вместе с мексиканским коллегой — директором института содействия общему благу UPAEP Хуаном Пабло Арандой. Тема — понятие человеческого достоинства.

Хуан Пабло Аранда

директор института содействия общему благу UPAEP

«Рената Горошкова провела нас через удивительное путешествие с Достоевским, Гоголем, Уайльдом, Чеховым, Набоковым и другими классиками. Она мастерски сочетала владение материалом с увлекательной беседой, и многие студенты были в восторге от ее способа прочтения литературы. Визит Ренаты — это чудесный опыт, и мы надеемся повторить его в будущем», — подчеркнул директор института содействия общему благу UPAEP Хуан Пабло Аранда.

Англоязычный курс состоял из восьми лекций и восьми семинаров. Студенты изучали произведения Чарльза Диккенса, Федора Достоевского, Гюстава Флобера, Оскара Уайльда, Антона Чехова и других авторов. На одном из занятий Рената Горошкова предложила в качестве эксперимента посмотреть фильм режиссера Вима Вендерса «Идеальные дни»: «Мне было интересно увидеть реакцию молодого поколения на медленное кино, где нет закрученного сюжета и экшена, только спокойное созерцание мира глазами главного героя — мойщика туалетов Хираямы. Кстати, преподаватели в Мексике могут спокойно запретить пользоваться гаджетами в классе — вы не представляете, как легко работать в такой аудитории».

Студентка Мария Хосе Паломина Ривера изучает в университете психологию. Она отметила ценность полученных знаний: «Как студенту-психологу мне интересно анализировать вопросы человеческой идентичности, и вымышленные истории это прекрасно подчеркивают. «Рождественская песнь» Диккенса и «Шинель» Гоголя — литературные произведения, которые открывают целый пласт социальных проблем и больше всего привлекают меня».

Ее одногруппница Галия Вальдеррама Солис погрузилась в гуманистическое мировоззрение авторов: «Эти произведения содержат ценные жизненные уроки. Занятия были очень полезными — мы погружались в русскую культуру, которая сейчас не так известна и популярна в Мексике. Я бы еще раз прошла подобный курс».

Горошкова Рената Ришатовна

Рената Горошкова

заместитель декана по научной работе Школы гуманитарных наук и искусств

Рената Горошкова рассказала, как после поездки изменились ее представления о мексиканской культуре: «Я не могу сказать, что совсем ничего не знала о Мексике до поездки. Все, кто рос в 1990-е годы, прекрасно помнят известные мыльные оперы, а во взрослом возрасте я страшно полюбила латиноамериканскую литературу. Только после поездки поняла, насколько наши страны одинаковые и насколько они разные. Если совсем обобщенно, то и Мексика и Россия географически и мировоззренчески находятся между цивилизацией и склонностью — даже страстью — обращаться к истокам, а это влияет на взгляды на жизнь и мир. Мы, как и мексиканцы, очень быстро сближаемся с людьми, легко переходим от официального к задушевному общению и часто на первое место ставим праздники и веселье».

По ее словам, одно из отличий — отношение ко времени: в Латинской Америке люди живут в своем темпе. «Например, после экскурсии на Теотиуакан экскурсовод разрешил осмотреть пирамиды самостоятельно.  «Даю вам пять минут», — сказал он нам. Все на этой фразе сникли, расстояния-то большие, — рассказывает Рената Горошкова. — Не расстраивайтесь, понятие «пять мексиканских минут» — растяжимое,  никто не знает, когда они заканчиваются: может пройти и двадцать нормальных минут, а может и сорок.

В другой раз я решила воспользоваться трансфером до университета. Вовремя вышла, села в автобус и началось самое интересное — латиноамериканским коллегам начали звонить опаздывающие и просить, чтобы их подождали. Я решила строго сказать: «Коллеги, этот микроавтобус должен прийти в университет ровно к началу наших пар, а мы уже давно опоздали». И в этот момент мне говорят: «Pobre Renata, в Латинской Америке никто никогда не приходит вовремя!»

В дальнейших планах — ответный визит мексиканских коллег в марте 2026 года и проведение совместной конференции «Этика, эстетика и вызовы высшего образования» (Ethics, Aesthetics, and the Challenges of Higher Education).

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Народный автономный университет штата Пуэбла в 2024 году подписали письмо о намерениях о совместном сотрудничестве. А сейчас делегация Питерской Вышки находится в Латинской Америке с масштабной академической миссией — представители НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург уже посетили ведущие мексиканские вузы: Университет Панамериканы, Национальный автономный университет и Национальный политехнический институт. 3 октября состоялась встреча с руководством Народного автономного университета штата Пуэбла. Актуальные новости о работе делегации читайте в социальных сетях Питерской Вышки: ТГ-канале и ВКонтакте.