«От стажировки до бигтеха»: как выпускница Питерской Вышки построила карьеру в «Авито»
Почему стажировки — это лучший способ найти свое направление? Как медиакоммуникации могут привести к работе в HR-бренде? Какие шаги помогают построить карьеру в бигтехе? Об этом и многом другом рассказала в интервью Елизавета Бондарева — выпускница магистратуры «Медиапроизводство и медиааналитика» 2022 года.

Елизавета Бондарева развивает внутренние коммуникации и бренд работодателя в «Авито», а также делится своим опытом со студентами в проекте Alumni Advice.
— Вы окончили магистратуру по направлению «Медиапроизводство и медиааналитика». Расскажите, почему выбрали именно НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и чем вас привлекла эта специализация?
— После школы я почему-то даже не рассматривала Вышку и окончила бакалавриат в другом вузе.
Когда готовилась к поступлению в магистратуру, меня очень заинтересовало направление медиакоммуникаций. Проблема была в том, что программа существовала только в московском кампусе, а я родом из Петербурга и не хотела переезжать — Москва казалась мне совершенно чужим городом. Я даже планировала поступать за рубеж.
Все изменилось, когда я узнала, что с 2020 года направление медиакоммуникаций запускается в Питерской Вышке. Это стало настоящим открытием! К тому же началась пандемия, и теперь я не представляю, как сложилась бы моя жизнь за границей.
Перед поступлением я успела побывать на Зимней школе и познакомиться с руководителем программы. Он произвел на меня отличное впечатление — было видно, что у него большой опыт и настоящее желание сделать программу сильной, с интересными спикерами и преподавателями. В итоге все сложилось замечательно.
— Вы с самого начала планировали поступать в магистратуру?
— Да, с самого начала я была уверена, что хочу получить магистерскую степень. Я из тех, кто считает, что без магистратуры образование остается неполным. Для меня были важны обе ступени — и бакалавриат, и магистратура.
— Можете рассказать, как проходил процесс поступления по раннему приглашению?
— Я знала, что существуют олимпиады, в которых можно принять участие. Примерно в то же время узнала и о возможности раннего приглашения — именно через такую программу была доступна и новая магистратура. Изучив список требований, я была удивлена: около 90 % необходимого у меня уже было. Я подумала: «Так просто? Где тут подвох?»
Мне потребовалось время, чтобы подготовить портфолио и «упаковать» опыт — нужно было структурировать все, что у меня есть. В итоге именно это и стало залогом успеха.
Важно, что с третьего курса бакалавриата я активно проходила стажировки и уже имела определенный опыт работы. Также принимала участие в различных олимпиадах и конкурсах, публиковала научные работы. К моменту поступления в магистратуру у меня уже был солидный опыт.
— Насколько магистратура оправдала ваши ожидания? Изменилось ли восприятие после начала обучения?
— Я предполагаю, что общее впечатление от магистратуры во многом исказилось из-за продолжающейся пандемии — мы мало общались внутри группы. Большую часть времени проводили в онлайне, и, насколько я помню, имелись определенные организационные сложности. Поскольку это был первый запуск такой магистратуры, считаю вполне нормальным, что возникали недоработки и изменения в процессе.
Мне очень понравилось, что все преподаватели были практиками с реальным опытом работы в медиа. Это эксперты, связанные с кино и телевидением, крупными информационными порталами, экономисты и UХ-специалисты.
Самое важное, на мой взгляд, — это то, что не было перегруженности теорией, а основной акцент делался на практику. Мы постоянно работали над проектами, выполняли задания и самостоятельные работы. За это ставлю большой плюс — считаю, что было действительно круто.
— Расскажите о проекте, который вам особенно запомнился? Возможно, есть проект, который помог вам развить ключевые навыки или значительно прокачаться профессионально?
— Наверное, я бы так охарактеризовала свою магистерскую работу и диплом в целом. Тема была связана с тем, к чему я стремилась в своей профессиональной деятельности. В то время я проходила стажировку в одном из направлений HR, но хотела перейти именно в бренд работодателя. Поэтому всю магистерскую работу посвятила развитию HR-бренда и рассмотрела примеры крупных IT-компаний, их взаимодействие с молодежью.
Мне было действительно интересно разобраться в этом вопросе. Примечательно, что последние полтора года я работаю именно в этом направлении. Думаю, эта общая база позволила быстрее войти в профессию и подготовиться к поиску работы в будущем.
— Расскажите, с чего начался ваш карьерный путь — как получилось, что из сферы издательского дела и медиапроизводства вы пришли в HR? Было ли это вашим изначальным планом или вы пришли к этому уже позже?
— Именно с HR и начался мой карьерный путь. Тогда я рассматривала это просто как одно из доступных направлений. Первая стажировка была в компании «Газпром экспорт» в отделе подбора персонала, длилась всего три месяца. Я просто хотела попробовать себя и не воспринимала это как будущую карьеру. Затем еще три месяца я стажировалась в компании Nissan в направлении подбора, тогда же поняла, что это не совсем мое.
Ценность стажировок именно в этом — понять, что тебе действительно интересно, а что нет. Никто не осудит тебя за то, что ты выбрала не то направление. Это своего рода тестовый период: и работодатель оценивает твой интерес к работе, и у тебя появляется понимание, хочешь ли дальше развиваться в этой сфере.
После этого у меня была стажировка в компании HeadHunter в отделе маркетинга, связанная с организацией мероприятий. Она длилась уже девять месяцев, и это был очень классный опыт. У меня были коллеги-стажеры, мы много участвовали в карьерных ярмарках в вузах и городских мероприятиях, рассказывали о том, как найти первую работу. Мой карьерный путь уже тогда позволял вдохновлять ребят — я могла давать советы по резюме, помогать поверить в себя. Однако в HeadHunter изначально не было возможности попасть в штат после стажировки, поэтому я продолжала искать пути развития.
Так я прошла отбор в IT-компанию Nexign на стажировку в отдел обучения. Это один из самых продолжительных этапов моей работы — сначала полгода стажировки, а затем три с половиной года в роли специалиста по обучению. Это тоже направление в HR. Хотя формально я не была тренером в привычном смысле, я занималась внутренними коммуникациями: рассказывала сотрудникам о тренингах и возможностях для развития, готовила подборки книг и вебинаров, публиковала анонсы на корпоративном портале и отправляла рассылки. По сути, я выполняла функцию специалиста по внутренним коммуникациям, а не преподавателя или тренера.
Именно во время работы в Nexign я училась и окончила магистратуру в Питерской Вышке. Позже перешла в компанию «Авито», где сейчас уже полноценно занимаюсь внутренними коммуникациями и брендом работодателя.
Мне кажется, что медиакоммуникации — это именно перспективное направление, после окончания которого можно развиваться в области внутренних коммуникаций и бренда работодателя. Часто эти сферы переплетаются с креативными медиапроектами и форматами, которые применимы для аудиторий сотрудников и кандидатов.
— Расскажите, как опыт, полученный во время прохождения стажировок, повлиял на ваш путь в «Авито». Почему вы решили устроиться на работу именно в эту компанию и какие основные задачи выполняете на текущей должности?
— На hh.ru я увидела вакансию в «Авито» и очень заинтересовалась, потому что предстояло заниматься и внутренними коммуникациями, и брендом работодателя. Две интересные для меня сферы в одной роли! К тому же я хотела продолжать развиваться именно в IT-компании и связать свою деятельность с этой сферой. Тем более «Авито» — это бигтех-компания, один из топовых работодателей.
Я думала, что мне, возможно, не хватает именно официального опыта работы во внутренних коммуникациях или бренде работодателя, моя роль в прошлом так не называлась, хотя я занималась релевантными задачами. С «Авито» все сложилось удачно: я прошла собеседование, выполнила тестовое задание и защитила презентацию по нему, после чего меня отобрали. И я была так рада!
Сейчас я занимаюсь двумя направлениями: и внутренними коммуникациями, и брендом работодателя. В основном я взаимодействую с клиентской группой поддержки и модерации — в «Авито» около 12 тысяч сотрудников, из которых 3,5 тысячи работают в клиентском сервисе. Эти ребята отвечают в чатах, на письма и запросы пользователей, а также занимаются проверкой объявлений, не прошедших автоматическую модерацию. В этом смысле они являются своеобразным лицом компании.
Моя задача — развитие бренда работодателя в регионах, чтобы молодежь видела в работе в клиентском сервисе «Авито» не временный вариант, а перспективу с возможностями роста. Существует стереотип, что поддержка — это временная работа, но на самом деле в «Авито» для сотрудников много возможностей для развития и разнообразных внерабочих активностей. Именно эту ценность я стараюсь донести до потенциальных соискателей через свои проекты.
Кроме того, значительная часть моей работы посвящена внутренним коммуникациям. Я руковожу проектом внутреннего амбассадорства — это сотрудники, которые активно хотят что-то менять и создавать свои инициативы внутри компании. Мы уже запустили несколько волн этой программы, к нам подключаются новые участники, они реализуют свои идеи в выбранных тематических направлениях.
— Могли бы вы выделить ключевые навыки, которые особенно помогли вам пройти на руководящие позиции и успешно развиваться в области HR-бренда?
— Прежде всего моя магистерская работа и диплом очень мне помогли. По сути, я изучила теорию, необходимую для понимания работы рынка и того, как компании строят свой бренд. Практического опыта тогда мне не хватало, но в Вышке было много возможностей попробовать разные форматы — например, мы создавали чат-ботов, стикеры в телеграм (тогда это было в новинку!) и реализовывали другие креативные проекты. Я хорошо помню этот творческий процесс.
Очень помогало желание экспериментировать и пробовать новые интересные подходы, а также умение следить за трендами и понимать, что сейчас популярно. Еще одним важным навыком стал тайм-менеджмент, ведь во время учебы в магистратуре я параллельно стажировалась в Nexign. После работы, уже после шести вечера, у меня начинались пары, и нужно было успевать делать задания. Думаю, за эти два года я отлично прокачала навыки управления временем.
— Планируете ли вы в будущем проходить какие-нибудь дополнительные курсы или развиваться в профессиональном плане? Рассматриваете ли возможность продолжить обучение в аспирантуре?
— Я думала об академической карьере, но кажется, что это уже не для меня — там требуется очень серьезная занятость. Зато я бы хотела прийти к ребятам с направления медиакоммуникаций с какой-нибудь мини-лекцией, чтобы они тоже знали о такой возможности развития карьерного пути, как у меня. Мне кажется, об этом редко задумываются, хотя это вполне логичное направление.
Кроме того, я хочу развить навыки ментора. Планирую пройти обучение в этом направлении, чтобы желание помогать студентам было подкреплено не только личным опытом, но и интересными инструментами и методами, которые я могла бы предложить.
— Какой совет вы могли бы дать студентам, которые сейчас находятся в поиске своего пути и думают над тем, какое направление выбрать для дальнейшего развития?
— Не стоит бояться пробовать — пробуйте, старайтесь снова и снова и вы обязательно найдете направление, которое действительно понравится и при этом будет приносить доход.
— Если заглянуть в будущее, на ближайшие пять-десять лет, кем вы себя видите?
— Я бы хотела продолжать развиваться внутри «Авито», особенно интересно прокачать менеджерские навыки. В будущем вижу себя именно в сфере бренда работодателя, хочу запускать новые креативные проекты, и было бы здорово иметь свою небольшую команду.
— Три слова, с которыми у вас ассоциируется Питерская Вышка?
— Ярко, современно, уникально.
Интервью подготовлено сообществом выпускников Alumni

